Э.Уметалиев: Объемы продаж у туркомпаний в 2009г. могут снизиться или остаться на уровне прошлого года. Объемы продаж у туристических компаний в 2009г. могут снизиться или остаться на уровне прошлого года, такое мнение высказывает генеральный директор «Kyrgyz Concept» Эмиль Уметалиев в интервью Business АКИpress.
- Эксперты в 2009 году прогнозируют продолжения кризиса. Как на этом фоне будут работать туристические фирмы?
- Тяжело предугадать работу туристических компаний. Такие кризисы как сейчас происходят в мире очень редко. В нашей жизни после социалистической экономики в новых условиях рыночной экономики это явление впервые происходит. Серьезные эксперты сравнивают его с кризисом 30-х годов в Америки. И по какому сценарию он будет развиваться, сказать тяжело. Еще и тяжело, потому что туризм это действительно сфера, которая не в первую очередь связана с нуждами потребителей. И мы предполагаем, что сдержанность покупателей обязательно будет. Поездки за рубеж, наверное, уменьшаться, отправка за рубеж обучающихся снизится, предприятия будут уменьшать бюджет по отправке своих представителей на различные мероприятия. Возможно, из-за уменьшения потребления товаров в России и Казахстане будет меньше пассажиропоток, следовательно, будут меньше покупать авиабилеты. Но какая-то часть мероприятий, связанные с вопросами социальными, обсуждением каких-то законов, наверное, все же будут иметь место.
Надеемся, что будут продолжать к нам ездить иностранные туристы, особенно из Америки, Европы, и Азии. Потому что несмотря на снижение уровня их потребления, наша страна не была самым дорогим рынком для них, и в Кыргызстан ездят туристы, которые увлекаются познавательным туризмом. Это не затратный и не роскошный туризм, а приключенческий, который имеет своих фанатов. И вообще уровень развития человека идет к тому, что в целом люди больше путешествуют и будут путешествовать. Может, не будет такого роста, который мог быть, если не было бы кризиса. Но и большого отката я думаю, тоже не будет. Хотя могу ошибаться, время покажет.
- Ваша компания ощутила на себе влияние кризиса? Как обстоят делами с планами развития?
- Уже ощутили, но не столь болезненно. Мы в последние 2-3 месяца не имеем обычного для нас роста, но и снижения продаж относительно прошлого года нет. В ближайшее время роста мы не ожидаем. Но выбор будет между снижением или тем же уровнем, на котором мы были в 2008 году.
Пока мы не сделали ни одного шага, который бы отменял наши планы по внутреннему развитию. По развитию компании, построению устойчивости в этом смысле мы не отказались от своих мероприятий и затрат подобного характера. Если не будет очень резкого снижения продаж, резкого сужения рынка. Мы, наоборот, постараемся, несмотря на отсутствие роста, продолжать наращивать свои стратегические меры и задачи. Таким образом, мы будем готовиться к оживлению рынка. И мы будем претендовать на то, что слабые или нечестные игроки ушли с рынка, а мы уверенно будем пробивать свою дорогу.
- Какое количество клиентов обратилось за вашими услугами перед Новым годом?
- Перед новым годом клиентов было меньше, чем в 2007 году. В 2008 году был рост относительно 2007 года, меньше клиентов стало только последние 2-3 месяца. Мы удержали объемы продаж 2007 года, но сейчас некоторое снижение активности туристов, пассажиров наблюдаем. Пока незначительное.
- Не ислючаете вариант, когда при упадке спроса закроются мелкие компании с этого рынка?
- Я согласен с тем, что рынок сейчас очистится. Те, кто работал аферистично, авантюристично, уйдут с рынка, а кто с разумным риском полагался на свои силы, тот выживет. Просто рост его будет, как и у всей экономики, но он выживет. А не выживут те, кто делал излишне рискованные, авантюрные ставки, те, кто были мелкими и не делали очень серьезных концептуальных усилий, те кто делал ставки на нерыночные факторы, а на административные или коррумпированные ресурсы, или те, кто пытался войти без серьезной стратегии, без ориентирования на клиента. Результат получат те, кто по настоящему очень серьезно долговременно ориентировался на потребителя.
- В какие страны в основном ездят кыргызские туристы?
- Кыргызстанцы ездят в Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Таиланд, в основном, с целью отдыха. Немного в европейские страны, остров Хайнань. С целью обучения в основном ездят в Америку и Великобританию, есть маленькие ручейки - в Прагу, Германию, Францию, в Китай сейчас увеличивается количество клиентов. Бизнес путешественники выбирают в основном Казахстан и Россию: Москва, Екатеринбург, и так же Европу и Америку.
- Почему они выбирают именно эти страны?
- Наверное, зимой ездят туда где тепле, туда где безвизовый режим, например, Турция. В Объединенные Арабские Эмираты, потому что виза почти формальная совсем дешевая и очень просто и быстро её получать. В общем зимой туда где тепло, да и летом в принципе туда где тепло. Наши люди не ездят туда где холодно. Выбирают те места куда ближе добраться на самолете и куда проще получить визу или вообще не надо визы, сообщает business.akipress.org.