28 августа г-н Сафонов и посол Турции в России Хюсейн Лазип Дириоз договорились о совместной выработке мер по противодействию демпингу на туристическом рынке. А на прошедшем Восточном экономическом форуме глава Ростуризма заявил, что ведомство рассматривает возможность передачи данных о демпингующих участниках рынка в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Позже в Ростуризме объяснили, что агентство будет анализировать отчетность о количестве отправленных туристов и выручке, которую туроператоры с этого года предоставляют в обязательном порядке. Ведомство намерено рассчитывать среднюю стоимость проданного компанией тура: если она будет слишком низкой или значительно уменьшится в годовой динамике, это может стать основанием для передачи сведений в ФАС.
Однако четких ценовых ориентиров, за пределами которых начинается демпинг, у Ростуризма нет. В частности, продавать туры по цене авиаперелета в низкий сезон – нормальная маркетинговая практика, к которой прибегают все участники рынка, утверждают в один голос операторы. Они убеждены, что делать исходя из этого выводы о финансовой устойчивости туроператоров некорректно.
Демпинг также применяется, когда новый игрок выходит на массовое направление. Первое время он в любом случае вынужден продавать туры дешевле конкурентов, чтобы получить какую-то долю покупателей. Правда, именно так поступил Ted Travel, и мы знаем, чем это закончилось.
Представитель Onlinetur.ru Игорь Блинов сказал "Коммерсанту", что считает демпинг опасным только для нишевых туроператоров, концентрирующихся на конкретном направлении: "Многопрофильный туроператор потери от одного направления нивелирует за счет других".
По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, разговоры о вредности демпинга ведутся практически с момента появления рыночных отношений в туризме. "Но проблема в том, что в отрасли не работает антидемпинговое регулирование. Поэтому не понятно, по каким критериям Ростуризм собирается выявлять заниженные цены – тем более что у ведомства нет контролирующих функций. Себестоимость в турбизнесе – понятие относительное. Любой туроператор сможет вполне аргументированно объяснить стоимость своих туров – динамическим ценообразованием, особыми договоренностям с партнерами, наличием собственной авиакомпании, отелями в управлении или в собственности и т.д. И даже, если понадобится, организует любые официальные письма, подтверждающие обоснованность цен".
Различного рода антидемпинговые меры предусмотрены несколькими федеральными законами, продолжает Ирина Тюрина. Например, № 165-ФЗ регулирует отношения при импорте товаров. № 44-ФЗ устанавливает антидемпинговые меры в госзакупках, при проведении конкурса и аукциона. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает демпинг со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара. А доминирующим признается положение компании, доля которой в определенном сегменте рынка превышает 50% или хотя бы не менее 35%. Вряд ли Ростуризм сможет назвать доминирующего оператора не только по Турции, но и по любому другому направлению. |