7 декабря, в 15.00, в Приказной палате (Кремль,4) откроется выставка «Во славу города святого». Как пояснили в Псковском музее-заповеднике, на выставке представлены копии фресок Псковской школы XII-XVI веков из Мирожского монастыря (середина XII века), Снетогорского монастыря (1313 год), церкви Успения в Мелетове (1465 год) , Лужецкого монастыря, памятника близкого к псковской стилистике живописи периода формирования общерусского храмового искусства (иконопись, стенопись, архитектура) в г Можайске.
Все работы, представленные на выставке, принадлежат региональному общественному благотворительному фонду «Братский корпус Николая Чудотворца» (Санкт-Петербург), который ведет большую общественную, выставочную, духовно-просветительскую работу по восстановлению храмов, церковного обихода в деревнях Псковской области.Копии фресок исполнены профессором Санкт-Петербургской академии художеств, Заслуженным художником России Александром Крыловым, который на протяжении 15 лет изучал и копировал фрески в памятниках псковской земли. Как рассказали в музее, на протяжении всего XVI века псковичи ревностно придерживались вековых традиций своеобразной школы и, выполняя заказы Великих московских князей, оказывали большое влияние на формирование общерусского художественного стиля.
Именно псковичам принадлежит наиболее полное богословское и иконографическое осмысление эсхатологической темы, укажем в этой связи на неизвестное даже византийскому искусству XIII-XIV веков подробное изображение «Видения пророка Даниила» в стенописи Снетогорского монастыря (1313). О свойственной псковским иконописцам глубине осознания библейско-гимнографических текстов, об умении обогатить иконный образ разнообразием повествовательных черт наряду с полнотой догматической трактовкой православного Предания говорит знаменитая четырехчастная икона, созданная для Благовещенского собора московского Кремля в середине XVI века псковским мастером. Ее, как и фрески Мелетова и Можайска, относят к жанру сложных иконных изображений – трактатов. Авторитет святого города Пскова подтверждается и тем, что после пожара 1547 года им было поручено обновить стенописи Благовещенского великокняжеского собора в Кремле.
Это наводит на мысль о решающем участии псковских мастеров в разработке сложнейшей иконографии Апокалипсиса во фресках Лужецкого монастыря. Сегодня, собирая драгоценные крупицы былой стенописной красоты, музей может представить все великолепие интерьеров псковских храмов. Архитектура, иконопись и стенопись создавались согласно замыслу мастеров как единое целое. А совокупность всех частей храма уподобляла каждую псковскую церковь небесному Иерусалиму Апокалипсиса, Городу Святому, украшенному сверкающим золотом и самоцветными камнями. Помимо богословско-иконографческой и художественной содержательности в псковских фресках таится глубоко продуманная символическая основа колорита. Всему этому посвящена выставка «Во славу города святого».
Отметим, что Александр Константинович Крылов родился в Ленинграде 1945 году. Закончил в 1963 году Ленинградскую художественную школу при Академии художеств. Проходил военную службу на дважды краснознаменном Балтийском флоте. В 1973 году закончил Академию художеств по мастерской монумент живописи и аспирантуру под руководством академика Андрея Мыльникова. С 1974 г. преподает в Академии художеств. Член союза Художников. Участник отечественных и зарубежных выставок. Заслуженный художник России, профессор, руководитель персональной мастерской церковно-исторической живописи. С 1970 г. изучает и копирует древнерусские фрески. Автор 60 научных публикаций, двух книг.