Наилучший способ купить все, что надо в магазине и ничего не забыть – захватить с собой список покупок или, при его отсутствии, обойти все полки с товарами, чей вид может подсказать человеку, что ему нужен тот или иной экзотический фрукт или какая-то вещь, говорится в статье, принятой к публикации в Journal of Consumer Psychology.
"Главное наше открытие заключается в том, что люди не умеют корректно предсказывать то, что они, скорее всего, забудут, и что они будут помнить во время похода в магазин. Когда мы думаем о чем-то в данный конкретный момент времени, нам крайне сложно бывает представить, что мы забудем это", — заявил Дэниел Фернандес (Daniel Fernandes) из Католического университета Португалии в Порту.
Фернандес и его коллеги вывели своеобразную формулу "идеального шоппинга", проследив за тем, как примерно семь сотен покупателей ходили в магазин, покупая или обычные продукты, список которых их просили запомнить авторы статьи, или набор из экзотических фруктов, овощей и прочей пищевой продукции, не входящей в ежедневный рацион большинства жителей планеты.
Ученые выдавали добровольцам список различных "советов" – случайно выбранных тактик шоппинга, после чего следили за тем, как каждая из них влияла на успешность закупок. При этом авторы статьи пытались заставить добровольцев забыть список товаров, прося их прочитать длинный рассказ перед походом в магазин.
Как оказалось, покупки знакомых всем повседневных товаров не вызывали проблем у участников эксперимента – почти все добровольцы запомнили то, что надо было им купить, и напрямую находили и покупали то, что их просили взять ученые.
С другой стороны, покупка экзотики вызывала большие проблемы у "шопперов", если они не использовали две простых тактики похода в магазин – брали с собой список того, что нужно купить, или проходились один или несколько раз вокруг всех полок с товарами в супермаркете. И то и другое, как показывают наблюдения Фернандеса, помогало добровольцам вспомнить, что им нужно было купить свеклу, кокосы и другие пищевые продукты, которые не пользуются популярностью на Западе.
Вопреки общепринятым представлениям, не все шопперы пользуются подобными приемами – по оценкам группы Фернандеса, лишь половина частых посетителей магазинов держит при себе записную книжку или листок со списком нужных продуктов, и еще меньше людей обходят весь магазин в поисках забытых, но нужных вещей. Поэтому ученые советуют всем шопперам следовать этим двум простым советам, которые помогут им не забыть купить подарок на новый год, соль или хлеб к обеду, и прочие нужные вещи.