В иркутском аэропорту открылась удлиненная взлетно-посадочной полосы. В ходе реконструкции, на которую ушло два года работ и около 100 млн. рублей, к ВПП длиной 2765 м прибавили 400-метровый отрезок. По словам генерального директора ОАО «Аэропорт Иркутский» Александра Куликова, теперь аэропорту может быть присвоена первая категория
До сих пор он был некатегорийным, что позволит принимать новые типы самолетов. Помимо отечественных Ил-96 и Ил-86, это самолеты А-310, Боинг-747 и 767. К настоящему моменту уже открыт новый рейс самолета Боинг-767 авиакомпании «Трансаэро» по маршруту Иркутск - Москва.
В следующем году к ВПП планируется пристроить еще один 400-метровый участок, который вытянется в сторону озера Байкал. Планы иркутского аэропорта достаточно амбициозны - судя по заявлениям пресс-службы, в руководстве ФГУП считают, что столица Прибайкалья в ближайшие несколько лет станет хабом для континентальных трасс. В качестве конечных точек авиарейсов из Иркутска рассматриваются восточное побережье Америки, Бангкок, Сингапур, Куала-Лумпур, Гонконг. Для того чтобы успешнее привлекать гостей из-за рубежа, со следующего года в иркутском аэропорту начнет работать консульский пункт по выдаче виз приезжим. Об этом говорил руководитель иркутского отделения представительства МИД РФ Сергей Кулик. В связи с этим руководство аэропорта намеревается добиться перераспределения пассажиропотока из Красноярска и Новосибирска в Иркутск.
Расчеты Научно-исследовательского института гражданской авиации России показывают, что через 10 лет иркутский аэропорт будет обслуживать ежегодно 3,7 млн. пассажиров. Ожидания самого предприятия еще оптимистичней - 5-6 млн. человек (в 2002 году было обслужено около 0,73 млн. пассажиров). Авиаперевозчики рассчитывают, что пассажиропоток во многом возрастет за счет прилетающих в Сибирь туристов.
Представители турбизнеса оценили удлинение ВПП как шаг, которого давно уже ждали. По словам заместителя генерального директора турфирмы «Джет трэвэл» Евгения Ившева, иркутские турфирмы давно уже жалуются на нехватку авиаперевозчиков. Эта проблема не в последнюю очередь была связана с неготовностью иркутского аэропорта принимать современные самолеты. Необходимость пользоваться морально (а подчас и физически) устаревшими авиалайнерами отпугивала многих потенциальных клиентов, не говоря уже об интуристах, желающих посетить Прибайкалье. С вводом удлиненной ВПП появляется возможность решить эту проблему.
Что касается перспектив превращения иркутского аэропорта в хаб и связанного с этим расцвета туризма, то специалисты - и в области авиаперевозок, и турбизнеса - относятся к этим планам с осторожностью. Аналитики НИИ экономики авиационной промышленности отмечают, что новосибирский аэропорт Толмачево обладает большими, нежели иркутский аэропорт, возможностями по привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры и налаживания сотрудничества с зарубежными авиаперевозчиками. Руководители ряда иркутских турфирм, в свою очередь, полагают, что удлинение полосы и открытие пункта выдачи виз - это еще далеко не все. По словам представителей турбизнеса, теперь еще более актуальным является решение целого ряда задач - повышение уровня обслуживания пассажиров, совершенствование порядка прохождения таможенного контроля и получения багажа, получение необходимой информации. Последний недостаток отчасти нивелируется в связи с открытием в здании аэровокзала представительства инф! ормцентра «Байкалинфо».
Говоря о перспективах регионального туризма в связи с развитием рынка авиаперевозок, представители турбизнеса отмечали, что здесь очень многое зависит от того, изменится ли позиция менеджмента ФГУП «Аэропорт Иркутский» по отношению к туристам. По их мнению, позитивные сдвиги налицо, но для реализации амбициозных планов по превращению Прибайкалья в туристическую Мекку руководству аэропорта необходимо радикально изменить свое отношение к обслуживанию пассажиров.