22 февраля 2006 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось расширенное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности. Вел заседание Юрий Барзыкин - Председатель Комитета ТПП РФ, заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму.
В работе Комитета ТПП РФ приняли участие вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Н.А. Назина, президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, руководители и специалисты региональных туристических администраций, территориальных ТПП, турфирм, журналисты.
Юрий Барзыкин проинформировал участников заседания о решении правления ТПП России о переименовании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма в Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности. Принято решение о создании в структуре комитета трех подкомитетов. Заместителем председателя комитета и председателем подкомитета по туристической деятельности избран Сергей Шпилько. Заместителем председателя комитета и председателем подкомитета по гостиничной деятельности избран Равиль Юлгушев - президент Российской гостиничной ассоциации. Руководить подкомитетом по курортно-рекреационной деятельности будет Юрий Барзыкин.
Г-н Барзыкин также проинформировал участников заседания о том, что в Госдуму поступило положительное заключение Правительства России на законопроект "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", касающийся создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Он был внесен в Госдуму и направлен в Правительство России 10 октября 2005 года.
14 февраля Совет Госдумы принял решение направить указанный проект федерального закона Президенту РФ, в региональные исполнительные и законодательные органы власти РФ и другие субъекты законодательной инициативы для подготовки отзывов, предложений и замечаний, который принимаются до 16 марта 2006 года. Предполагается, что в марте законопроект будет рассмотрен Госдумой в первом чтении, после чего наступит время рассмотрения поправок. В первых числах апреля планируется проведение парламентских слушаний по этому вопросу, благодаря чему законопроект станет предметом обсуждения не только депутатов, но и туристического сообщества.
Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Надежда Назина проинформировала участников заседания о состоянии проекта поправок в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которые необходимы в связи с отменой с 1 января 2007 года лицензирования турбизнеса. В частности, речь идет о введении экономической ответственности туроператоров в виде либо банковской гарантии, либо страхования гражданской ответственности в пользу третьих лиц.
По словам Надежды Назиной, подготовленный законопроект практически согласован с правительством, соответствующими министерствами и ведомствами, профильными комитетами Государственной Думы РФ. В марте 2006 года он должен поступить в Госдуму для первого чтения. Разногласия существуют только со специалистами Минэкономразвития, которые считают, что в законопроекте не прописаны нормы саморегулирования туротрасли. Ростуризм, в свою очередь, придерживается мнения, что турбизнес будет следовать букве общего закона «О саморегулируемых организациях», когда тот будет принят.
Выступление г-жи Назиной вызвало оживленную дискуссию. Юрий Барзыкин высказал мнение, что предложения Ростуризма вызывают много вопросов, и в первую очередь, по размерам финансовых гарантий. В этой связи Владимир Страшко предложил провести в ТПП РФ консультации с представителями банковского и страхового сообществ относительно соответствующих положений законопроекта и их приемлемости, с одной стороны, для турбизнеса, а с другой - для банкиров и страховщиков. Кроме того, беспокойство вызывают и возможные сроки принятия поправок к закону. По мнению Юрия Барзыкина, если проект будет в марте внесен в Госдуму, то, в лучшем случае, в сентябре-октябре он может быть принят. До конца года останется совсем немного времени, поэтому необходимо проработать нормы переходного периода и дать возможность турбизнесу спокойно подготовиться к новым условиям работы. Как считает генеральный директор компании «СНП» Андрей Головин! , лучше всего в этом случае сохранить лицензии до истечения срока их действия - без последующей пролонгации и выдачи новых.
Особое беспокойство участников заседания вызвал предложенный Ростуризмом вариант контроля за деятельностью турагентств. После отмены лицензирования никакого реестра, то есть регистрации этих компаний, законопроектом не предусмотрено, а работать они должны будут по единым правилам, утвержденным правительством страны. По мнению многих участников заседания, таким образом государство фактически уклоняется от регулирования турагентстской деятельности. Если учесть, что деньги за путевки от потребителей, в большинстве случаев, получают именно турагентства, причем в порядке предоплаты услуг, то отсутствие какой-либо регистрации создает благодатную почву для мошенничества. Поэтому оставлять этот сегмент рынка бесконтрольным нельзя.
Позицию Российского союза туриндустрии относительно законопроекта высказал на заседании Сергей Шпилько. Во-первых, РСТ, по-прежнему, придерживается мнения, что лицензирование надо не ликвидировать, а совершенствовать, в том числе, в плане взаимодействия с региональными органами управления туризмом. Во-вторых, если отмена лицензирования неизбежна, необходимо порядком введения в действие закона предусмотреть переходный период, достаточный для того, чтобы туроператоры не попали в цейтнот при оформлении фингарантий, что, кстати, может сказаться и на цене вопроса. В-третьих, коль скоро размер фингарантий предлагается установить единый для всего российского туристического рынка, хотя емкость его в региональном разрезе и с точки зрения специализации турфирм сильно различается, то и соответствующая сумма должна стать компромиссной относительно крупных туроператоров, реализующих масштабные чартерные программы, и тех, кто занимает другие, «немассовые» ниши! на рынке, необходимость которых обусловлена соответствующим спросом. И с этой точки зрения законопроект, подготовленный Ростуризмом, может быть взят за основу для дальнейшего обсуждения в Госдуме и регионах, в том числе с участием отраслевых предпринимательских союзов и профильных неправительственных организаций.