Как утверждают социологи, туристы, отправляющиеся в дальнее путешествие, должны быть готовы к тому, что даже в рождественские каникулы им придется столкнуться с грубостью. По данным опроса, проводившегося социологической фирмой Public Agenda и интернет-компанией Travelocity, 65% путешествующих считают хамство одной из наиболее неприятных проблем, с которой они сталкиваются во время поездок.
Причем 52% опрошенных утверждают, что грубость - основной источник эмоционального стресса.
В ходе исследования были опрошены 875 сотрудников авиационных, железнодорожных и автомобильных компаний, так или иначе связанных с обслуживанием туристов. Кроме того, компания Travelocity опросила более 1000 человек, путешествовавших в течение последних 12 месяцев. С выводами социологов с готовностью соглашаются сотрудники туристических компаний: 54% из них сообщили, что главная причина "профессиональной вредности" их работы, - это грубость со стороны клиентов. А 49% сотрудников туристических агентств вспоминают, что минимум один раз наблюдали ситуацию, когда словесная перепалка доходила до физической конфронтации, а проще говоря, перерастала в драку. При том, что большинство пассажиров и путешественников положительно оценивают работу сотрудников туристических компаний, 67% утверждают, что, если столкнутся с грубостью со стороны обслуживающего персонала, тоже ответят грубостью. В свою очередь, сотрудники туристических компаний говорят, что резкость с их стороны часто бывает реакцией на особо неприятное поведение клиента.
Сотрудники авиакомпаний, рассказывает представительница American Airlines Джеки Янг, стараются ни при каких обстоятельствах не терять хладнокровия, руководствуясь старым правилом - "клиент всегда прав". Более того, бортпроводников и сотрудников аэропортов специально обучают тому, как вести себя с особо капризными и невоспитанными пассажирами. Дело еще и в том, что для многих поездка во время рождественских каникул - единственное путешествие в году. "Если в дороге произойдет неприятный инцидент, это может отравить людям весь праздник", - говорит Янг.
В этом сезоне с декабря по февраль число поездок, запланированных американцами, на 2,3% превышает прошлогодний показатель, а число новогодних путешествий на расстояние дальше 50 км достигает 213,4 млн. А потому путешественникам придется настроиться на терпение: 69% сотрудников туристических компаний предупреждают, что сотрудников может не хватать, людям иногда придется стоять в длинных очередях, что, в свою очередь, создает нервное напряжение.
Надо сказать, что самая распространенная жалоба - невоспитанные дети. Более 70% сотрудников туристических компаний считают, что проблема - в родителях, которые не научили своих отпрысков уважать окружающих. С этим мнением согласно 80% пассажиров. Среди прочих факторов, сильно досаждающих в путешествии, - сосед, который ругается, и тот, который сидит сзади и всю дорогу толкает коленями спинку вашего кресла.
Впрочем, не все так плохо. Американцы не только осуждают других, но и достаточно критично относятся к себе. Социологов приятно удивило, что 41% опрошенных сознались, что порой сами создают проблемы для окружающих. Более трети - 35% - покаялись в том, что водят машину в агрессивной манере - если не всегда, то хотя бы время от времени, а 17% признаются, что, говоря по мобильному телефону, делают это слишком громко и тем самым мешают окружающим. Более того, почти половина опрошенных утверждают, что очень часто встречают воспитанных и внимательных людей.