Воздушное сообщение на линии Москва-Калининград по "железнодорожным ценам" просуществовало всего полгода. Первой не выдержала ГТК "Россия", которая осенью прошлого года закрыла свои рейсы в янтарный край. В январе сдался "Аэрофлот".
С начала года авиакомпания сократила количество рейсов Москва-Калининград и в два раза повысила тариф. Эксперты считают, что это не последнее повышение цен.
В извечной конкуренции между воздушным транспортом и железной дорогой авиаторы не раз пытались победить соперника его же оружием - низкими тарифами. Пока неудачно. На очередную такую попытку авиакомпании подвигла полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Валентина Матвиенко, заявившая в мае прошлого года, что с июня между Калининградом и Москвой начнет функционировать дешевое "воздушное такси". Авиаторов заставили поторопиться, и уже в июне полеты по стоимости железнодорожных билетов (900 рублей в оба конца) стали реальностью.
Представители Минтранса гарантировали "Аэрофлоту" в случае провала акции компенсировать все затраты. В качестве дополнительного бонуса для лидера авиаперевозок, проявившего чуткость и сострадание к положению Калининграда, областная администрация неоднократно обещала поспособствовать переходу под юрисдикцию "Аэрофлота" местной частной компании "Калининградавиа" со всем движимым и недвижимым имуществом. Потери "Аэрофлота" от этого проекта грозился возместить и новый акционер компании - Национальный резервный банк, глава которого Александр Лебедев активно поддержал эту идею. Однако заверения высокопоставленных покровителей "воздушного моста", разом решавшего все транзитные проблемы, так и остались лишь намерениями. Ни компенсаций из Минтранса, ни скромного презента в виде местной авиафирмы "Аэрофлот" так и не получил. До сих пор не сдержал обещаний и акционер авиакомпании.
Итоги полугодовой деятельности проекта "воздушного такси" неутешительны: осуществив перевозку более 90 тыс. пассажиров на калининградском направлении, "Аэрофлот" недосчитался в собственном бюджете около $700 тысяч. Для сокращения убытков с начала этого года "Аэрофлот" сократил количество рейсов в янтарный край с 4 до 3 и увеличил стоимость билетов сразу в два раза - 1800 рублей. Цена сопоставима со стоимостью купейного вагона в скором поезде, но, скорее всего, не окончательная. Во всяком случае, в местном представительстве компании гарантировать какую-либо стабильность цен на билеты никто не решился. В центральном офисе также не озвучили планов тарифной политики на этом направлении, заявив лишь, что не намерены закрывать проект и сокращать количество полетов.
"Ситуация с ценами на рейсы "Аэрофлота" была вполне предсказуема еще полгода назад, - считает коммерческий директор "Калининградавиа" Вадим Трухин. - Элементарные расчеты показывают, что стоимость билета не может быть ниже 2000 рублей в один конец. Авиагигант, безусловно, останется на нашем рынке, однако вынужден будет привести рано или поздно свои цены в соответствие с реальной экономикой".
Цены на билеты у "Калининградавиа" выше - 2100 рублей в оба конца. Финансовые проблемы столичных перевозчиков на этой линии дают надежду местным авиаторам, что тарифы в янтарный край у всех компаний будут обоснованными.