Путешествуя по Европе на машине, водителю необходимо знать, что проезд по автобанам, как правило, платный. Следует отметить, что единого подхода к оплате пока не наблюдается: где-то она чрезмерно высока, где-то вполне доступна, в одних странах цена за проезд зависит от километража, а в других — от времени пребывания в пути.
=01АВСТРИЯ=02 В Австрии пользование автобанами платное. В продаже всегда имеются десятидневные, двухмесячные и годовые абонементы. Их можно приобрести на границе, на заправочных станциях, в отделениях связи.
Цены на абонементы для проезда на легковых автомобилях (до 3,5 тонны) таковы: годовой - 72,60 евро, месячный — 21,80 евро, десятидневный - 7,60 евро.
Цены на абонементы для проезда на мотоциклах: годовой - 29 евро, двухмесячный - 10,90 евро, десятидневный — 4,30 евро.
Дополнительно оплачиваются пошлины за проезд по автобанам Бреннер - около 8 евро, Тауэрн - 1 0 евро и в туннелях Караванкер - 4,40 евро, Арлберг - около 8,50 евро, Фельбертауэрн - 1 0 евро, Гросглокнер -26 евро.
=01БОЛГАРИЯ=02 При въезде в Болгарию водители всех легковых машин платят пошлину в размере 8,70 евро. Кроме того, им придется раскошелиться не только за возможность проехать по автобанам, но и за пользование трасса ми с тремя-четырьмя полосами движения. Поэтому при оплате необходимо всегда называть конечную цель пути. В среднем поездка обходится от 5 до 15 евро.
=01ВЕНГРИЯ=02 Венгерские автобаны М1 Хегиесхалом - Будапешт (транслитерация названий венгерских географических объектов сохранена) и МЗ Будапешт - Фюцесабони - платные. Для проезда по ним можно использовать абонементы (в Венгрии их называют пикерлы), которые продают на границе, заправках, почтах, а также в венгерском автомобильном клубе МАК. Недельный абонемент стоит 7,8 евро, месячный — 13,1 евро, годовой — 119 евро. Причем на автобане М5 (Будапешт - Кискунфелегихаза) подобные абонементы не действуют. Чтобы преодолеть это расстояние, потребуется дополнительно заплатить 13 евро. А вот тому, кто решит без пикерла прокатиться по новому автобану М7 от Будапешта в Словок на озере Балатон, такое легкомыслие обернется штрафом в 410 евро.
Следует за метить, что недельный абонемент действует девять дней. К нему прилагается магнитная карточка. В абонементе и в карточке обязательно должен быть указан номер автомобиля.
=01ГЕРМАНИЯ=02 В Германии заканчивается эра бесплатных дорог. С 2003 года водители грузовиков платят в среднем 15 центов за километр. Владельцы легковых автомобилей тоже начинают нервничать: в скором времени в Германии автобаны станут платными. Правда, по заключениям Европейской комиссии это произойдет через пять лет, так что время для путешествий еще есть.
=01ГОЛЛАНДИЯ=02 В Голландии две платные дороги. Проезд через туннель между Дордрехтом и Хоексе Ваартом стоит для водителей легковых автомобилей и мотоциклов около 1,5 евро, для автобусов - 4,60 евро. За проезд по мосту Виллем-Александер владельцы легковушек заплатят 1,5 евро, автобусов - 5 евро.
=01ГРЕЦИЯ=02 В Греции дорожные пошлины взимаются только на десяти отрезках пути. Путешествуя между Евзони, Тессалониками, Афинами, Патрасом и Триполи, владельцам легковых машин придется пожертвовать 1 — 3,5 евро. А водители автобусов и грузовиков заплатят в зависимости от расстояния до 5 евро. Нетрудно заметить, что эти цены самые низкие в Европе.
=01ДАНИЯ=02 В Дании мост через Большой Бельт (Storebaelt) между островами Фюнен и Зееланд — платный. Для легковых автомобилей весом до 3,5 тонны такая поездка обойдется в 30 евро, для мотоциклов — около 1 6 евро. Кроме того, мост между Копенгагеном (Дания) и Малме (Швеция) тоже платный и стоит для легковых машин около 28 евро, а для мотоциклов - 15 евро.
За проезд можно расплачиваться как кредитной карточкой, так и наличными.
=01ИСПАНИЯ=02 В Испании придется как следует потратиться на проезд по автобанам, различным туннелям и мостам. Цены в этой стране - самые высокие в Европе. Для водителя легкового автомобиля каждые 100 км обойдутся примерно в 8 евро. Но если хорошо знать страну или просто чувствовать себя нормальными героями, которые всегда идут в обход, можно воспользоваться бесплатными городскими автобанами и дорогами в районах Барселоны, Сарагосы, Мадрида, Валенсии, Жироны и Таррагоны. Те, кто не ощущает себя героями, оплачивают проезд наличными или кредитными картами MasterCard и Visa.
=01ИТАЛИЯ=02 Италия принадлежит к тем странам, в которых действует одна из старейших систем оплаты автобанов в Европе. На 80 платных отрезках пути есть два вида оплаты. Закрытая система работает на большей части автобанов. Размер пошлины в этом случае зависит от расстояния. Например, водитель легкового автомобиля за каждые 100 км заплатит 5 евро. Для владельцев мотоциклов, дач на колесах и грузовиков существуют специальные тарифы. При открытой системе на контрольно-пропускном пункте берут среднюю плату за использование следующих отрезков пути: озеро Комо - Милан, Варезе — Милан, Турин — Бардонечиа, Моргекс - Аоста, Рим - Чивитавеккья, Неаполь - Салерно, Мессина — Фуриани и Цефалу - Буонфорнелло. Южнее Неаполя и на Сицилии есть и бесплатные дороги.
Безналичная оплата итальянских пошлин осуществляется с помощью кредитных или VIA - -карт, которые можно приобрести за 26 и 50 евро в автоклубах, на контрольно-пропускных пунктах и заправочных станциях на автобане. Однако помните, что в Италии далеко не везде на трассе расплачиваются кредитной картой.
=01МАКЕДОНИЯ=02 В Македонии за два автобана платят наличными или специальными купонами, которые приобретают на границе, например, в помещениях ADAC. Расстояние от Тетово до Гости вар стоит примерно 7 евро, а путь от Куманово до Градско - около 26 евро.
=01НОРВЕГИЯ=02 Дорожная пошлина в Норвегии взимается далеко не везде. Она действует только на некоторых дорогах, мостах, туннелях и городских улицах. Цена ее может сильно различаться - от 2 до 15 евро.
=01ПОЛЬША=02 Автобан А4 в Польше от Катовице до Кракова протяженностью 61 км - платный. Пошлина для легковых автомобилей, микроавтобусов и дач на колесах составляет около 2 евро, для грузовиков, автобусов и легковых автомобилей весом свыше 3,5 тонны - порядка 5 евро. Отдельные участки автобана стоят всего 1 евро. Оплата принимается только наличными польскими дензнаками.
=01ПОРТУГАЛИЯ=02 Пользование португальскими автобанами автолюбителям обойдется примерно в 4,5 евро за 1 00 км. За проезд по мосту Тейо водители легковых авто заплатят также около 4,5 евро. Для дач на колесах и грузовиков действуют специальные расценки. Однако близ Лиссабона, Коимбра и Порто имеются бесплатные городские автобаны.
=01СЛОВАКИЯ=02 Для оплаты проезда по автобанам и некоторым государственным дорогам Словакии используют абонементы, которые можно приобрести в городских почтовых отделениях и на заправках, находящихся вблизи платных дорог. Стоимость годового абонемента для легковых автомобилей весом до 1,5 тонны — около 9 евро, 15-дневного — 1,5 евро.
Владельцы автомобилей, вес которых до 3,5 тонны, платят за весь год 20 евро, за 15 дней — 3 евро.
=01СЛОВЕНИЯ=02 Стоимость оплаты на автобанах Словении приблизительно от 1 до 3 евро. В начале поездки водители получают талон, который при выезде с автобана нужно оплатить. Рассчитаться можно наличными. Проезд же по туннелю Караванкен стоит 6 евро.
Но есть автобаны, на которых автолюбителям придется платить в середине пути: Накло — Любляна (на станции Торово), Вртойба — Село (на пропускном пункте в Базаре) и Сентиль-Марибор (на станции Песница).
=01ТУРЦИЯ=02 Пользование некоторыми дорогами и мостами через Босфорский пролив в направлении Азии платное. Цена проезда колеблется от 0,5 до 1,5 евро на каждой дороге.
=01ФРАНЦИЯ=02 Во Франции практически все автобаны платные. Водителю легкового автомобиля придется выложить за каждые 100 км примерно 5 евро. Для мотоциклов, дач на колесах и грузовиков действуют специальные тарифы. Эти пошлины оплачиваются наличными или кредитной карточкой. Признаются почти все действующие карточки. Иностранная валюта принимается только банкнотами. Автомобилисты и мотоциклисты отдают за проезд через туннели Фриюз и Монблан в одну сторону 15,3 евро, а в обе стороны — 19,3 евро. Автобаны, которые окружают Париж, Лион, Бордо и Марсель, бесплатные. Не надо тратиться и на коротких отрезках автобанов от границы, например, от Сарбрюкена до Меца или от Брюсселя до Валансьена.
=01ХОРВАТИЯ=02 Стоимость проезда на всех автобанах Хорватии в среднем от 1 до 8 евро. Исключение составляют новые автобаны на полуострове Истрия. К платным дорогам относятся также туннель Укка и мост к острову Крк. Для дач на колесах, прицепов и грузовых автомобилей существуют специальные расценки.
=01ЧЕХИЯ=02 Пользование скоростными дорогами в Чехии платное. Здесь применяется система абонементов, среди которых — годовые, месячные и десятидневные. Они продаются на границе, некоторых заправках и в автомобильных клубах. Годовой абонемент действует 14 месяцев (с 1 декабря по 31 января). О бесплатных отрезках пути можно узнать по дорожным знакам Bez Poplatku. Такая надпись вполне понятна русскому путешественнику.
Для легковых машин весом до 3,5 тонны годовой абонемент стоит 22 евро, месячный - 6 евро, десятидневный - 3 евро. Для автотранспорта весом до 12 тонн годовой абонемент - 160 евро, месячный — 22 евро, десятидневный — 8 евро.
=01ШВЕЙЦАРИЯ=02 Для поездок по автобанам и схожих с ними по характеристикам шоссе (как правило, они отмечены бело-зелеными дорожными указателями) принято использовать абонементы. Годовой абонемент для легковых автомобилей и прицепов стоит 26,5 евро и действует 14 месяцев. Проезд на автомобилях весом 3,5 тонны оплачивается по специальным тарифам. Абонементы приобретают на швейцарской таможне, заправках и в почтовых отделениях связи. Для проезда через некоторые туннели, где машина грузится на специальные, а также на железнодорожные платформы, введены дополнительные пошлины.
=01ШВЕЦИЯ=02 Проезд по мосту (Орезундбрюкке) между Копенгагеном (Дания) и Малме (Швеция) - платный. Водители легковых машин должны заплатить около 28 евро, а мотоциклисты — 15 евро. В Швеции можно расплатиться кредитной карточкой или наличными.
=01СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ=02 Путешествие через Сербию и Черногорию очень дорогое. На всех автобанах и некоторых скоростных трассах надо платить только наличными. В зависимости от расстояния владельцы легковушек отдают от 10 до 23 евро, мотоциклисты — от 8 до 15 евро. К тому же необходимо приобрести не только страховку за 77 евро на проезд через бывшую Югославию туда и обратно, но и раскошелиться за визу - еще 41 евро.
Вполне возможно, что поездка по так называемому автопути и есть наикратчайшая дорога в Словению, Хорватию, Сербию и Черногорию, Македонию и Грецию, но уж слишком дорого она обходится автолюбителям.