Финансовая самостоятельность, о необходимости которой так долго говорилось, Лувру наконец-то предоставлена. С 1 января 2004 года всемирно известный музей, отметивший свое 210-летие, обретает право самостоятельно распоряжаться собственным бюджетом, который в 2002 году составил 110 миллионов евро ($135 миллионов). И дело здесь не только в тех 45% выручки за проданные билеты, которые раньше приходилось отдавать в государственную казну.
В гораздо большей степени вопрос затрагивает определение общей политики этого учреждения, как внутренней, касающейся набора персонала и организации его работы, так и внешней, заключающейся в определении закупочных приоритетов и организации выставок.
К примеру, по причине недостаточного финансирования (не хватает денег на охранников) 26% луврских галерей ежедневно оказываются закрытыми для посетителей. А с учетом того, что 90% экскурсантов в обязательном порядке "отмечаются" на фоне Джоконды и Венеры Милосской, некоторые из менее посещаемых залов оказываются закрытыми для посетителей более чем в 50% случаев. Сейчас руководство музея планирует сократить долю закрытых галерей до 15%, а уже с 2005 года и вовсе ограничиться 10%.
Еще более насущной проблемой музея является организация потоков посетителей. Стеклянная пирамида, созданная в 1989 году по проекту американского архитектора Ео Минг Пея, своими эстетическими ценностями и адекватностью окружающей архитектуре до сих пор вызывает жаркие дискуссии. Однако со своей утилитарной функцией - избавлением любителей искусства от очередей - она уже откровенно не справляется. На этапе проектирования этого грандиозного подземного вестибюля, обеспечивающего выход ко всем корпусам музея, максимальное количество посещений оценивалось в 4,5 миллиона человек в год. А сейчас этот показатель уже достигает шести миллионов человек. Так что отказ от идеи централизованного входа в музей кажется очевидным. И дело остается только за его архитектурным решением. Тем более что сама пирамида уже стала пусть и не самой любимой, но тем не менее неотъемлемой чертой луврской архитектуры.
И все же своими приоритетами новое руководство Луврского музея считает кардинальный пересмотр закупочной и выставочной политики. Кроме того, переход на финансовую самостоятельность вовсе не лишает Лувр государственного субсидирования. В 2002 году размер этих субсидий составил $93 миллиона, а в 2005 году он достигнет $100 миллионов. При этом 70% посетителей музея составляют иностранные туристы.
Переход к финансовой самостоятельности музея, несомненно, таит в себе не одни дополнительные свободы, но и многочисленные подводные камни, которые проявятся уже только в процессе свободного плавания. Правда, невооруженным глазом рядового посетителя обнаружить их, хочется надеяться, будет не так уж просто. А вот обещанное снижение цен на входные билеты, которые сейчас составляют в среднем 5-10 евро, может порадовать и нашего туриста.