Чем обычно интересуется клиент турфирмы, отправляясь на курорт и подбирая себе отель? Конечно, «звездочностью», точнее, категорией (система «звезд» применяется не во всех странах). Затем – питанием, выбирая между полупансионом и полным пансионом, «буфетом» и «шведским столом». Туристы спрашивают, далеко ли отель расположен от пляжа, города и т. д.
Но есть вещи, на которые туристы редко, а то и вообще никогда не обращают внимания. А зря.
Первое – пляж. Для многих российских туристов, избалованных Турцией, понятие «отельный пляж» означает - полоска песка, принадлежащая именно этому отелю и не терпящая присутствия никого, кроме местных постояльцев. В Турции это действительно так. А вот, например, в Италии все пляжи вроде бы закреплены за отелем, но принадлежат не гостинице, а частным лицам. Владельцы пляжа здесь, по договоренности с администрацией отеля-партнера, могут предоставлять его гостям льготы – не брать денег за вход, бесплатно или со скидкой выдавать лежаки и т. д. Но не более того: вход на частный пляж открыт всем желающим. Поэтому в беседе с сотрудником турфирмы непременно уточните, какие порядки в той стране, куда вы едете, и принадлежит ли пляж именно отелю. Для справки скажем, что наличие у европейских отелей собственных пляжей, закрытых для людей со стороны, – редкость. А степень скученности народа на пляже скорее зависит не от его принадлежности, а от протяженности береговой линии.
Второе – наличие рядом с вашим отелем стройки, помойки, автозаправочной станции, линии ТЭЦ, атомной станции и прочих вещей, плохо сочетающихся с отдыхом. Западные турфирмы обязательно требуют от владельцев отелей компенсировать подобные неудобства скидками на проживание. Российские предпочитают не выяснять отношения с отелями и своих клиентов чаще всего об этом не предупреждают.
Поэтому обязательно спросите у сотрудника турфирмы, что расположено рядом с отелем, в котором вам предстоит отдыхать, И если он будет уверять вас в отсутствии всего вышеперечисленного, а вы почувствуете неуверенность в его голосе, – требуйте занести соответствующий пункт в договор. Пусть напишет: рядом с отелем нет...
Если турфирма дорожит своей репутацией, она подобную запись сделать не откажется. В договоре специально для этого и существует пункт «прочие условия». Но если менеджер начинает упираться, закатывать глаза или категорически отказывается от вашего предложения, подумайте, может, стоит выбрать другую турфирму?
Третье – инфраструктура отеля. Согласно общепринятой практике отель не может менять базовые услуги, заявленные в каталоге. А вот от дополнительных может отказаться даже не предупреждая. Например, наличие в отеле детского клуба – услуга из разряда дополнительных. И если для вас принципиально, чтобы детский клуб был, опять же попросите занести этот пункт в договор.
Опытный менеджер прежде чем сделать такую запись, позвонит в отель, поинтересуется наличием таких услуг и попросит прислать письменное подтверждение об их существовании. Неопытный может довериться каталогу. Ваша же задача – получить письменные гарантии турфирмы. Устная информация – не повод для разбирательства, а вот договор даст вам возможность требовать с фирмы неустойку, если заявленного детского клуба, спортивной секции или ежевечернего танца живота в отеле все-таки не окажется.