На Ямале, у разъезда Глухариный - состоялась первая экскурсия туда, где в годы сталинских репрессий политзаключённые строили железнодорожную магистраль Салехард-ИгАрка. Теперь этот крупный, так и недостроенный объект называют "Мертвой дорогой". О чём молчат застывшие свидетели прошлого?
Сейчас - это музей под открытым небом. А ещё 70 лет назад здесь стучали топоры и звенели пилы. Великий Северный железнодорожный путь так официально называлась дорога Чум-Салехард-Игарка. Строилась сразу с двух сторон: участок от Оби назван 501-й стойкой, от Енисея - 503-й. Соединиться должны были в районе Пура. Строительство вели заключённые. Лагеря для себя тоже строили сами. Вдоль дороги через каждые 10 км.
Только между Салехардом и Надымом их было 34. Сейчас почти все разрушены.
Трагические и героические одновременно были времена и люди реально были героями, когда они в таких условиях смогли возводить такую... Они не в песочек играли. Они возводили железную дорогу. А как это было тяжело. А зима, а снег, а дождь, а комары?
В 53-м году со смертью Сталина строительство Трансполярной магистрали прекратили. Лагеря, дороги и огромное количество мостов - всё было брошено. Полит. заключенных отпустили на волю.
Здесь, в лагерном пункте №76, многое сохранилось: входные ворота, два вахтовых контрольно-пропускных пункта, 6 смотровых вышек, бараки и даже баня.
Вот здесь сохранилась обивка из телогрейки, в которые были одеты заключённые. Вот скамейка, куда ставили тазики, вот. кстати сам тазик, который когда-то служил помывочным атрибутом.
Но и баня не спасала от вшей. В бараках жили скученно по 100 человек, спали на двух-трёхярусных нарах. На одного заключённого приходился 1 квадратный метр пространства. А штрафной изолятор - тюрьма в тюрьме - вызывает особый интерес и до сих пор пугает .
Помимо вот таких крепких металлических решёток на окнах штрафного изолятора, здесь есть вот такие интересные конструкции, вот здесь она хорошо сохранилась. Видно, что обзор окна закрыт. То есть заключённые, находясь в камере, могли видеть только лучи солнечного света и неба, а что за периметром - не видно.
Лагерный пункт №76 был рассчитан на примерно 350 человек. Содержались в нём, поскольку это был лагпункт усиленного режима, преимущественно осуждённые по более тяжким статьям.
Территория в 40 тысяч квадратов ограждена колючей проволокой, местами в три ряда. Но бежать некуда. Если не догонит пуля охранника, то лютой зимой - убъёт трескучий мороз, летом - быстрая и страшная смерть на болотах.
Удивительно, что всё это сохранилось до сегодняшнего дня и атмосфера, которая здесь находится, она проникает в тебя и ты чувствуешь , как будто вот проносишься во времени.
Памятник, ушедшей от нас истории до сих пор стоит, как некий зловещий символ режима и власти человека над человеком. Над инакомыслием. Над свободой воли и против Бога. Но такие стройки-символы должны быть сохранены, как память о страшном лихолетье нашего тогда советского, а по сути российского человека. Как напоминание - такого больше быть не должно. Лучше зрить историю, чем её вычеркивать. Тогда её уже никто не перепишет.