Полный All Inclusive на теплоходах, ночные экскурсии, круиз по четырем столицам России, акцент на семьи – это не полный перечень новинок, которые обещает открывшаяся 30 апреля круизная навигация по рекам России.
30 апреля в Москве торжественно открылась навигация сезона 2019 года. От причалов Северного речного вокзала в первый в этом году рейс отправились круизные лайнеры "Михаил Булгаков", "Константин Симонов", "Дмитрий Фурманов" и "Лебединое озеро". Крупнейшие игроки речного рынка рассказали о новинках навигации-2019 в ходе пресс-конференции, на которой побывал корреспондент "Вестника АТОР".
ТУРПОТОК ПО РЕКАМ РОССИИ УВЕЛИЧИТСЯ НА 15%
В этом году круизные туроператоры настроены весьма положительно – по их прогнозам, рост турпотока в предстоящем речном круизном сезоне составит 10-15% по отношению к прошлому 2018 году. Напомним, тогда итоговый рост речного круизного турпотока с отправлением из Москвы показал динамику только в 6-7%. Органическому росту в 2018 году росту помешали такие факторы, как Чемпионат мира по футболу и резкий подъём стоимости топлива, что привело к значительному удорожанию путевок. В этом году, по оценкам круизных компаний, все спокойнее.
В предстоящем сезоне в рейсы по речным круизным маршрутам из Москвы отправятся 102 теплохода, многие из которых, по словам представителей туроператоров, загружены уже как минимум на 50-80%.
Так, круизная компания "Мостурфлот" выведет на реки 13 теплоходов, 5 из которых будут работать на внутреннем рынке. Туроператор планирует перевезти за навигацию не менее 40 тыс. туристов – и российских, и иностранных. Круизный туроператор "ВодоходЪ" выпускает в рейсы 25 теплоходов, 15 из которых будут работать с российскими туристами. Они, согласно планам, обслужат порядка 80-90 тыс. человек. Круизный центр "Инфофлот" предложит пассажирам 7 речных теплоходов, которые уже загружены в среднем на 65%.
Продажи круизов на 2019 год, которые начались ещё в июле прошлого года, шли очень активно вплоть до начала навигации: в итоге средняя годовая загрузка теплоходов крупнейших круизных туроператоров, входящих в НП "Речной Альянс", составит не менее 80%, отметили на открытии навигации представители круизных компаний.
Однако это не является пределом. По мнению Германа Елянюшкина, руководителя ФГБУ "Канал имени Москвы", отправляться в круизы по водным путям Московского бассейна должны не привычные 300 000 человек в год, а не менее 1 млн. человек в навигацию.
НОВИНКИ И ТЕНДЕНЦИИ ПРЕДСТОЯЩЕГО РЕЧНОГО СЕЗОНА
В этом году туристов на борту теплоходов ждут и маршрутные новинки, и приятные обновления инфраструктуры.
О главной новинке – круизе по Волхову с заходом в 4 исторические столицы российского государства – Москву, Санкт-Петербург, Старую Ладогу и Великий Новгород на теплоходе "Сергей Есенин", рассказала Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизного туроператора "Мостурфлот".
Она также сообщила, что в их компании отметили значительный рост в сфере семейного туризма, поэтому многие программы и мастер-классы на теплоходах ориентированы на туристов с детьми.
"Мы заново учим детей дружить", – сказала она. "Подростки отрываются от своих гаджетов, общаются и вместе ходят на различные мастер-классы". По её словам, многие занятия на борту по-настоящему уникальны, как, например, курс русской каллиграфии, который запланирован на этот сезон.
Также в этом году "Мостурфлот" предложит новый формат услуг на теплоходе – полный all inclusive. В отличие от действующего предложения, сюда будет входить абсолютно вся еда и напитки на теплоходе, в том числе в исключённых до этого из концепции палубных барах. Таким образом, это станет третьим форматом обслуживания после конструктора круизов и ограниченного принципа "всё включено".
Интересную тенденцию отметил и Александр Кокшин, коммерческий директор компании "ВодоходЪ". Он сообщил, что в этом году часть их туристов сосредоточилась на Поволжском направлении, переключившись с Московского региона. И здесь также есть интересные новинки. Например, путешествие в Казань с возможностью ночной экскурсии для туристов теплоходов "Александр Пушкин" и "Максим Горький".
Модернизируют круизные туроператоры и сам флот. "В этом году модернизацию прошли 2 теплохода – "Лунная соната" и "Василий Чапаев", – рассказал Андрей Михайловский, генеральный директор компании "Инфофлот". Он отметил, что на них появилось большее количество кают с балконами.
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА И РИСКИ КРУИЗНОГО СЕЗОНА
По мнению всех ведущих круизных компаний, серьезно нарушить позитивный ход сезона может только неожиданный рост цен на топливо и неизбежно следующее за этим удорожание путёвок. В прошлом году итоговый рост цен на круизы для речных путешественников составил около 25%, что негативно сказалось на спросе со стороны новых туристов. В этом году ситуацию выправили постоянные клиенты компании, которые в период акции раннего бронирования обеспечили как минимум половину общего объёма продаж.
Единственным способом сохранения стабильного роста речного круизного турпотока, по мнению игроков рынка, может быть только стабильное качество услуг – высочайший уровень сервиса, интересные программы на борту и хорошая инфраструктура. Всё это уже есть. Даже опасения туристов относительно возраста теплоходов, по их мнению, давно развеяны, поскольку регулярные осмотры в сухом доке, замена железа и модернизация обновляют весь корпус теплохода почти на 80%. То же касается и формата кают, дизайна и, разумеется, средств современной коммуникации. Важно только правильно и грамотно донести это до туристов.