Гостиничный сбор, как предполагается, придет на смену курортному. Напомним, курортный сбор в качестве эксперимента был введен в четырех регионах (Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Ставропольский край) до конца 2022 года. Если поправки в Налоговый кодекс будут приняты, то гостиничный сбор появится с 2023 года и таким образом может заменить курортный сбор.
МИНФИН ОБСУДИТ ГОСТИНИЧНЫЙ СБОР С БИЗНЕСОМ
В Министерстве финансов России в ответ на запрос "Вестника АТОР" пояснили, что никакие решения еще не приняты, идет проработка вопроса. Окончательный перечень неналоговых платежей, которыми целесообразно дополнить Налоговый кодекс, будет определен в ходе диалога с бизнесом и общественными организациями.
"В рамках работы по систематизации неналоговых платежей идет формирование перечня платежей, которые могут быть предложены для включения в Налоговый кодекс. Минфин подготовил соответствующий проект и опубликовал его на портале для общественного обсуждения. Мы ждем конкретных предложений и замечаний со стороны бизнеса и общественных организаций", – рассказали в министерстве.
Вопрос о совершенствовании нормативно-правового регулировании ряда неналоговых платежей был поставлен перед правительством РФ РСПП.
Ключевая цель – обеспечить прозрачные и предсказуемые условия ведения бизнеса и не допустить скрытого роста нагрузки на предпринимателей, подчеркнули в Минфине.
"Поэтому мы сейчас детально обсуждаем ход этой работы с бизнес-сообществом и должны совместно принять взвешенное и сбалансированное решение. Систематизация неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер – единая позиция правительства. Ключевая цель этого законопроекта – обеспечить прозрачные и предсказуемые условия ведения бизнеса и не допустить скрытого роста нагрузки на предпринимателей", – подчеркнули в Минфине.
При этом при переносе регулирования неналоговых платежей в Налоговый кодекс содержание платежей и их целевое назначение не должно измениться. Решение об изменении формы регулирования неналоговых платежей должно приниматься по согласованию с бизнесом, рассказали в Минфине.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ МИНФИН
Основное новшество предлагаемого проекта – изменение плательщика сбора. Так, согласно действующему закону, плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.
Если законопроект Минфина будет принят, то с 2023 года плательщиком сбора станет не турист, а объект размещения – "организации и физические лица, осуществляющие деятельность по предоставлению гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания физических лиц в гостиницах и иных средствах размещения".
Если законопроект Минфина будет принят, то с 2023 года плательщиком сбора станет не турист, а объект размещения
При этом плательщиками сбора не будут организации и физические лица, основным видом деятельности которых является организация отдыха и (или) оздоровления детей, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения в отношении деятельности, подлежащей обложению сбором, а также физические лица, перешедшие на специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
КАКОВ БУДЕТ РАЗМЕР ГОСТИНИЧНОГО СБОРА
Ставку сбора, согласно проекту закона, смогут устанавливать представительные органы муниципальных образований (а в городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – будут приниматься соответствующие законы). При этом устанавливается и максимальная величина сбора – 100 рублей за одного проживающего физического лица в средстве размещения в день.
Допускается установление дифференцированных ставок сбора в зависимости от сезона, категории средства размещения ("звездности" отеля), его назначения и (или) местонахождения.
КАКОЕ ВЛИЯНИЕ НА РЫНОК ОКАЖЕТ НОВЫЙ НАЛОГ
Эксперты видят двоякое влияние предлагаемых норм на ситуацию на рынке. С одной стороны, новый сбор может привести к росту стоимости гостиничных услуг в России на уровне 10-15%.
В то же время, сейчас у муниципалитетов нет средств на развитие инфраструктуры и продвижение себя как туристических направлений. Многие направления, чьей основной статьей дохода является туризм, не имеют в бюджете средств на обновление своей инфраструктуры, и она находится в удручающем состоянии. Дополнительная статья дохода в бюджете может помочь им развивать свой туристический потенциал.
Введение гостиничного сбора – это возможность понять, что дает региону туризм, и направить получаемые средства на поддержание инфраструктуры и продвижение региона как туристического направления
"Ни один регион сейчас не видит отдачи от туризма, всё очень опосредовано. Введение гостиничного сбора – это возможность понять, что дает региону туризм, и направить получаемые средства на поддержание инфраструктуры и продвижение региона как туристического направления", – поясняет исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе.
По ее словам, ключевой вопрос в том, на что именно пойдут деньги. При введении курортного сбора внятного ответа на этот вопрос не было.
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ В ВОПРОСЕ О ГОСТИНИЧНОМ СБОРЕ
Туристические сборы и налоги существуют во многих странах и городах мира. Средства, которые поступают в местные бюджеты, расходуются на развитие туризма. Однако в России новый сбор нужно вводить аккуратно, чтобы не отпугнуть туристов, полагают в отрасли.
"Во всем мире налог вводится в тех городах, куда уже сформирован турпоток. Было бы правильно в России поступить аналогичным образом, не вводя налог в городах, где туристов пока практически нет", – отмечает Майя Ломидзе.
Во всем мире налог вводится в тех городах, куда уже сформирован турпоток. Было бы правильно в России поступить аналогичным образом, не вводя налог в городах, где туристов пока практически нет
Есть еще один возможный "подводный камень", который желательно обойти. Дополнительный налог для объектов размещения может дать преимущество "серому" сектору рынка – владельцам частных домов и квартир, которые, в силу некоторых лазеек в законодательстве, могут уклоняться от уплаты гостиничного сбора.
В данном случае необходимо параллельно принять меры, которые бы обеспечили равные условия для всех объектов, фактически принимающих туристов, позволили бы выровнять конкурентные условия для всех сегментов, считают в АТОР.