Согласно приказу, опубликованному на сайте правительства России, министерствам транспорта, финансов и энергетики, а также Федеральной антимонопольной службе (ФАС) поручено промониторить изменения цен на авиаперевозки и авиатопливо и до 26 апреля доложить в правительство о результатах, а заодно и мерах, ограничивающих резкое подорожание билетов. Координацию задания обеспечат вице-премьеры Максим Акимов и Дмитрий Козак.
Ранее ФАС сообщала о росте цен на авиабилеты в среднем на 5%. Участники рынка называют другие цифры. По словам PR-директор сервиса по продаже билетов Aviasales Яниса Дзениса, на майские праздники по популярным направлениям рост стоимости авиабилетов составил около 20%. В целом за первый квартал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост по разным направлениям составил около 12%. "В основном повышение стоимости среднего чека связано с подорожанием авиакеросина, обслуживания авиапарка, с ростом тарифов в московских аэропортах. Это все взаимосвязанные вещи, и они приводят к тому, что стоимость билетов повышается".
Российские авиакомпании неоднократно заявляли о росте стоимости авиатоплива и обращались за господдержкой. С 4 марта "Аэрофлот" поднял топливный сбор на ряде рейсов. А в прошлом году этот перевозчик поднимал топливный сбор даже дважды.
Правительство уже выделило 2,5 млрд рублей для субсидий льготных полетов на дальневосточном направлении. Это обеспечит доступные перевозки для 380 тысяч пассажиров.
Впрочем, если правительство, решая эту проблему, и дальше будет идти в таком направлении, авиаотрасль можно будет приравнять к социальному транспорту. И вряд ли это пойдет ей на пользу, считает гендиректор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак.
"Еще никакого роста цен даже не начиналось. Билеты должны вырасти в цене минимум в два раза, чтобы как-то связать концы с концами в деятельности авиакомпаний и они могли более-менее качественно работать. Пока это условно зафиксированное повышение цен онлайн-ресурсами, у которых выборка нерепрезентативная, – сказал г-н Рыбак порталу BFM.ru. – Более-менее обоснованная себестоимость билета должна быть 100 долларов на тысячу километров, что бы они там ни говорили. А сегодня у нас примерно в 2-2,5 раза меньше. Из-за этого возникает колоссальный убыток по всей системе – почти миллиард долларов по году".
Отвечая на вопрос, каким образом можно выполнить поручение правительства о сдерживании роста цен, Борис Рыбак сказал: "Субсидировать воздушный транспорт – значит превращать его из экономической системы в социальную, к чему всё и идет семимильными шагами. Все эти субсидии – Дальний Восток, региональные перевозки – показывают, что невозможно обеспечить экономически эффективную работу воздушного транспорта при нынешней покупательной способности населения, при нынешнем уровне затрат со стороны естественных и неестественных монополий. То есть просто это не связывается. Выход простой: финансируйте эту деятельность от начала до конца – да и все".
Ранее Минтранс предлагал Минфину обнулить НДС на все внутренние авиарейсы, включая московские. Поскольку авиаперевозчики жаловались на подорожание авиакеросина, обнуление НДС предлагалось вместе с повышением уровня возмещения авиакомпаниям акциза на авиатопливо. Глава Минтранса Евгений Дитрих тогда рассчитывал, что вопрос о способе предоставления компенсаций авиакомпаниям будет решен в течение I квартала 2019 года.