Ваучеры от авиакомпаний, которыми перевозчики решили заменить авиабилеты, нарушают антимонопольное законодательство.
Как заявил глава ФАС Игорь Артемьев, складывается следующая ситуация: ваучеры обязывают туриста пользоваться услугами исключительно данной авиакомпании. При этом у "пользователя" возникает много рисков с оформлением – однако нет никаких гарантий, что рейс состоится.
Для решения этой коллизии в ФАС предложили, чтобы пассажир имел возможность использовать полученный ваучер для перелёта или переезда с помощью другого перевозчика. В том числе, даже иметь возможность обменять его на билет на поезд. При этом г-н Артемьев, руководитель ФАС, в том числе озвучил предложение разрешить властям выкупать ваучеры у авиапассажиров - фактически это станет опосредованной субсидией для авиакомпаний и решением проблемы возврата денег тем пассажирам, кто в этом нуждается.
При этом глава ФАС отдельно подчеркнул, что Еврокомиссия обязывает авиакомпании предоставлять клиентам выбор - деньги или ваучер. Соответственно, российские туристы "проигрывают" европейцам, у которых есть альтернатива.
При этом речь идет о достаточно круглых суммах. Всего у всех клиентов отечественных авиаперевозчиков может оказаться авиабилетов на сумму 60–80 млрд руб.
Кстати, как всё-таки вернуть деньги за аннулированный авиарейс, тур либо отель в данном сюжете подробно разъясняет адвокат Димитрий Морозов, много лет специализирующийся на туризме.