Минэкономразвития вынесло на обсуждение проекты постановлений, касающиеся внедрения электронной путевки. Хотя проекты во многом повторяют положения документов, которые были разработаны ранее, в них есть и принципиальная новация.
Первый проект – постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок, структуры единой информационной системы электронных путевок и условий предоставления информации, содержащейся в единой информационной системе электронных путевок" – включает в себя три документа.
Это: условия предоставления информации, содержащейся в единой информационной системе электронных путевок; порядок создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок; структура единой информационной системы электронных путевок.
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕСЕНЫ В ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКИ Наибольший интерес для туристической отрасли представляет последний документ ("структура"). В нем, в том числе, определяются данные, которые необходимо вносить в систему. Новый документ не претерпел существенных изменений в сравнении с текстом, ранее разработанным создателем системы.
Структура по-прежнему предполагает внесение туроператорами большого объема информации о туре, включая паспортные данные каждого туриста. При этом некоторая информация должна "выбираться из справочников", к которым ранее было очень много вопросов.
В имеющихся в системе справочниках на момент "приемки" системы Ростуризмом (осень 2018 года) были некорректно введены данные об аэропортах, названия многих городов и стран было сложно найти, зато были указаны многочисленные пункты, из которых авиаперевозка вообще не осуществляется.
"Если возвращаться к ранее обсуждаемой системе, необходимо наполнить ее информацией, которая необходима потребителю и регулятору, но при этом не является избыточной", - говорит руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова.
В документе осталось и самое дискуссионное положение прежней версии – об общей цене турпродукта. Так, указано, что "система обеспечивает сбор, хранение и анализ […]данных (сведений) договора о реализации туристского продукта, содержащих […]общую цену туристского продукта по договору о реализации туристского продукта)".
Сложность заключается в том, что сведения в систему заносит туроператор, а реализует тур – турагент. Последний может внести в заявку дополнительные услуги (например, заказ индивидуального трансфера), увеличив его итоговую стоимость. В результате, стоимость турпродукта у туриста может отличаться от стоимости его договора с туроператором.
КТО БУДЕТ ОПЕРАТОРОМ ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКИ И ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ОНА БУДЕТ ДОРАБАТЫВАТЬСЯ В пояснительной записке к постановлению сообщается, что:
"....финансирование создания (в соответствии с ч.2 ст.53.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" ?к созданию объектов информационных технологий относятся мероприятия по разработке новых и (или) переработке (модификации) существующих объектов информационных технологий) и функционирования системы, реализация функций оператора системы будет осуществляться за счет собственных средств акционерного общества "Национальные туристические технологии" и привлеченных внебюджетных средств в рамках запланированного заключения концессионного соглашения между Федеральным агентством по туризму и акционерным обществом "Национальные туристические технологии".
Таким образом, функции оператора системы более не возлагаются на Ростуризм, а передаются "Ростеху" - на условиях концессии.
ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ ТУРОПЕРАТОРОВ – ПРЕЖНИЕ Второй документ – проект постановления Правительства "Об утверждении Требований к использованию документов ?в электронной форме и Правил обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта".
В его составе два документа: правила обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта и требования к использованию документов в электронной форме туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта.
Эти документы также практически полностью повторяют свои предыдущие версии. Постановление предусматривает широкий перечень требований к информационным системам туроператора и агента.
Участникам рынка, включая потребителей, может быть непросто вписаться в новую систему работы на рынке, если система не будет внедряться поэтапно, считают эксперты.
Оба проекта постановлений находятся на начальной стадии обсуждения – проходят антикоррупционную экспертизу и общественное обсуждение.
Пока неизвестно, являются ли эти версии документов окончательными.