Наблюдатели отмечают, что шансы "Натали Турс" выжить как бренду на туристическом рынке в России становятся все меньше. Турагентства пока не видят возвратов за аннулированные туры, а франчайзинговые агентства туроператора активно меняют вывески и уходят к конкурентам.
Главы крупных сетей туристических агентств "Глобал Трэвел" и "Розовый Слон" на момент вечера воскресенья не располагали информацией о каких-либо возвратах от "Натали Турс" их агентствам.
В свою очередь, Рашад Мамедов, глава сети "ТБС", сообщил "Вестнику АТОР", что достоверно знает всего о двух случаях возвратах средств – двум турагентствам из Нижнего Новгорода и Москвы ("Вестник АТОР" располагает их названиями). Однако, по его данным, эти возвраты были произведены за туристов, которые уже находились на отдыхе и были вынуждены оплачивать свои отели самостоятельно.
Общая сумма выплат, по данным главы сети "ТБС", составила 800 тысяч рублей – а это как раз те самые деньги, о которых глава "Натали Турс" говорил 5 июля на своей страничке в Facebook как о "направленных на прямые выплаты агентствам". Таким образом, выделенных "Натали Турс" денег на выплаты пока хватило всего на два агентства.
Остальные турагенты по-прежнему ждут возвратов. За аннулированные туры их клиентов, только собирающихся на отдых, деньги еще, по всей видимости, не получены никем. По состоянию на поздний вечер воскресенья 08 июля, в профильных агентских группах в соцсетях и мессенджерах, численность которых варьируется от 600 до нескольких тысяч участников, нет никакой достоверной информации или прямых свидетельств о каких-либо еще прошедших возвратах денежных средств турагентам по аннулированным заявкам.
КАКУЮ КОМПЕНСАЦИЮ ВЫБИРАЮТ ТУРИСТЫ
Руководители агентских сетей сообщают о том, что "Натали Турс" продлила срок переподтверждения билетов на регулярных рейсах до вечера вторника 10 июля (ранее компанией назывался срок 6 июля).
По словам руководителя сети турагенств "Глобал Трэвел" Сергея Самохвалова, туристы, которые решают сохранить перелет на регулярных рейсах, активно докупают наземное размещение у других туроператоров, надеясь на последующие компенсации у "Натали Турс".
"Более половины туристов принимают решение докупать размещение через других туроператоров", - сообщает и Алексан Мкртчян, глава сети "Розовый Слон".
Клиенты, у которых был куплен тур на чартерной перевозке, по данным от "Глобал Трэвел", преимущественно выбирают получение "Гарантийных обязательств ООО Панорама Тур" (по сути, долговых расписок туроператора на организацию им отдыха взамен аннулированных турпакетов).
Наблюдатели отмечают, что такой вариант им кажется разумным решением в сложившейся ситуации. Близких перспектив возвращения туроператором "живых денег" нет, и туристы надеются на то, что в случае, если дела "Натали Турс" все же пойдут на лад, получат от компании компенсацию в виде нового тура. Хотя бы и в следующем году – напомним, что по условиям "Регламента возвращения денежных средств", разосланного "Натали Турс" в турагентства, воспользоваться "Гарантийными обязательствами ООО Панорама Тур" туристы смогут только начиная с 1 апреля 2019 года.
ТУРАГЕНТСТВА "НАТАЛИ ТУРС" МЕНЯЮТ ВЫВЕСКИ
Неопределенность с выплатами и нарастающая неуверенность в благополучном исходе всей ситуации с "Натали Турс" сказалась и на сети фирменной розницы этого туроператора. В профильных группах турагентов в нескольких социальных сетях стали появляться сообщения о смене вывесок на офисах турагентств, ранее работавших по франшизе "Натали Турс".
Сообщается, в частности, что ряд таких офисов в Москве и других городах временно закрывается, а затем открывается уже в фирменном стиле других, более известных и крупных брендов: назывались, в частности, Coral Travel, PEGAS Touristik и др. Туроператоры, опрошенные "Вестником АТОР", подтверждают эту тенденцию.
"Да, такой тренд есть, есть уже перешедшие в нашу фирменную розницу агентства, работавшие под брендом "Натали Турс", и есть ряд таких агентств, с которыми мы сейчас находимся на стадии переговоров", - говорит Татьяна Коршунова, ведущий менеджер по связям с общественностью туроператора TUI Россия.
"В четверг и в пятницу, 5 и 6 июля к нам продолжали обращаться франчайзинговые офисы, работающие под брендом "Натали Турс". Агентства просят помочь и интересуются, можно ли вступить в сеть "Интурист". Конечно, мы стараемся максимально оперативно помогать коллегам, разъясняем им правила вступления и требования, а далее уже решение за ними", - сообщил "Вестнику АТОР" директор департамента розничных продаж туроператора "Интурист" Алексей Фомин.
Сами турагенты в социальных сетях говорят, что поведение их коллег, работавших с франшизой "Натали Турс", в сложившихся условиях практически единственно верное.
По мнению одного комментаторов из числа турагентов, бренд "Натали Турс" значительно потерял в привлекательности вследствие происходящего, поэтому как бы ни развивались дальше события, работать под этой вывеской для агентств уже просто экономически нецелесообразно.
"А вы бы так не сделали? … Будут ходить и тыкать пальцем праздные обыватели: "А... это то агентство, которое кинуло всех с отдыхом!" и никто не будет разбираться в терминах и истинном виновнике "торжества"", - пишет комментатор в одной из профильных групп.
Эксперты отмечают, что чем дальше "Натали Турс" будет затягивать выплаты агентствам, тем более призрачными становятся шансы компании занять сколько-нибудь значительное место на рынке после открытия продаж на зимний сезон.