Такая цифра прозвучала вчера на заседании наблюдательного совета "Турпомощи", куда был приглашен глава "Натали Турс" Владимир Воробьев.
Сообщая о текущей ситуации в компании после отмены чартерных программ и последующей аннуляции туров вплоть до 30 сентября с.г., г-н Воробьев сообщил, что в настоящий момент в 38 странах находится 3592 туриста. Больше всего в Испании – 1478, в ОАЭ – 405, в Италии – 376, в Турции – 350, в Греции – 159, в Индонезии – 110, в Таиланде – 104, в остальных странах от 73 до 2 человек. Все они вернутся в Россию в течение ближайших двух недель.
По словам Владимира Воробьева, все находящиеся за рубежом туристы обеспечены обратными билетами, поэтому подключать "Турпомощь" к их возращению необходимости нет. Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин в беседе с корреспондентом RATA-news уточнил, что для подтверждения этой информации глава "Натали Турс" предоставит список пассажиров с датами обратных вылетов и названиями авиакомпаний – об этом была достигнута договоренность с присутствовавшим на заседании представителем Росавиации.
Особое внимание было уделено проблемам клиентов "Натали", у которых курортные отели требовали повторно оплатить проживание, поскольку этого не сделал сам туроператор. По словам Юрия Барзыкина, до 4 июля включительно было зафиксировано 14 соответствующих обращений в "Турпомощь" из Италии, Кипра, Греции, Таиланда, но больше всего – из Турции. Вчера таких звонков уже не было.
Напомним, 3 июля турецкая компания Peninsula Tours распространила письмо, в котором сообщила о перебоях с поступлением средств от "Натали". Как говорится в письме, туроператор сам посоветовал партнеру просить у туристов депозиты, пока он не произведет необходимые платежи. При этом, несмотря на многочисленные обещания, денег до сих пор нет.
Отметим, что в соцсетях рассказывают о гораздо большем количестве случаев шантажа туристов отелями и принимающими компаниями – очевидно, что далеко не все пострадавшие обращаются в "Турпомощь". Сегодня представители Ростуризма намерены провести ряд встреч с посольствами упомянутых стран, чтобы исключить подобные конфликты.
Владимир Воробьев подтвердил членам наблюдательного совета, что не будет останавливать деятельность компании и использовать для выплаты компенсаций фингарантии – 150,5 млн рублей в трех страховых компаниях, а также средства фонда персональной ответственности – 5,9 млн рублей. Точное количество проданных и аннулированных туров г-н Воробьев не обозначил, но назвал предварительную цифру – до 10 тысяч, а их общая стоимость порядка $15 млн.
Несложно подсчитать, что даже в случае выплаты компенсаций за счет фингарантий и средств фонда персональной ответственности по каждому из 10 тыс. туров было бы возвращено не более 15,6 тыс. рублей.
Туроператор выбрал другой путь и представил на своем сайте "регламент возмещения денежных средств", суть которого – совсем не денежная. Агентам и туристам предложено собрать определенный пакет документов и принять гарантийное обязательство ООО "Панорама Тур" о том, что туруслуги на сумму, предъявленную к возмещению, буду оказаны… в период с 1 апреля 2019 по 1 апреля 2020 года!
По броням с регулярной перевозкой турист может воспользоваться авиабилетом и визой на свое усмотрение, а стоимость наземки предъявить к возмещению. Как предполагает г-н Воробьев, только компенсации в виде переданных авиабилетов покроют до 30% от возможных потерь туристов.
Если турист отказывается заключать гарантийное обязательство, то, как говорится в регламенте, "документы переходят в стадию возмещения по реестру в порядке общей очереди". Никакие сроки возврата денег при этом не обозначаются.
Есть еще вариант, предполагающий, что стоимость аннулированного тура возместит клиенту само турагентство. В этом случае гарантийное обязательство возникает между туроператором и агентом в качестве депозита на выплаченную сумму. Агентство сможет его использовать для оплаты новых заявок, начиная с 1 октября 2018 года – с этой даты "Натали Турс" планирует возобновить продажи туров.
Фактически этим регламентом Владимир Воробьев делает туристов и агентов заложниками ситуации. Согласятся на "гарантийные обязательства" – возникает крайне сомнительная перспектива фактически через год воспользоваться услугами туроператора, который один раз их уже обманул. Не согласятся – встают в мифическую очередь "на возмещение по реестру", хвост которой уходит в густой туман.
Юридическая сила, а также реальность выполнения гарантийных обязательств ничем не подкреплена, считает руководитель компании "Персона Грата" и глава Правовой комиссии РСТ Георгий Мохов. Он не видит перспектив у предложенного туроператором варианта, предпочитая проверенный путь: "Претензия на возврат – и через десять дней в суд. Суд примет обеспечительные меры и начнет блокировать деньги на счетах туроператора".
Между тем Владимир Воробьев написал на своей странице в Facebook и сообщил на заседании наблюдательного совета "Турпомощи", что 4 июля на прямые финансовые выплаты по несостоявшимся поездкам было направлено 800 тысяч рублей.