Консульство Японии в Хабаровске проинформировало туроператоров, что с 1 июня 2018 года прекращает действовать система выдачи виз, при которой гарантом выступала японская турфирма.
Заявления будут приниматься только по схеме "поездка, финансируемая за свой счет, без наличия гаранта", которая была введена в январе 2017 года для упрощения визового режима.
Как говорится в сообщении консульства, за прошедший год большинство въездных документов в Японию россияне запрашивали именно по новой схеме, при этом старая продолжала работать, что приводило к путанице в административных процедурах.
По мнению руководителя хабаровского представительства JNTO Оксаны Калабиной, вряд ли новшество сильно изменит работу туркомпаний региона. Турбизнес это подтверждает. Менеджер по туризму компании "Подсолнух" Ольга Мирошкина рассказала RATA-news, что с прошлого года не пользуются старым способом для подачи документов на визу, только новым – без гаранта.
По словам директора компании "Мандарин" Натальи Езерской, единственная "сложность" для туриста в новой схеме заключается в том, что нужно взять справку из банка о состоянии счета, представить бронь в гостинице, программу пребывания в стране. С этим справляются все без исключения. "Оформлять визу через японского гаранта – это дополнительные расходы: деньги возьмет сам гарант, также надо будет заплатить за пересылку оригиналов документов", – объяснила Наталья Езерская.
Директор хабаровской турфирмы "Вояж" Инна Гуреева рассказала, что в их компании прибегали к старому способу подачи документов, когда оформляли визы под поездку сборных групп. Однако и она считает, что отмена старой схемы работу не осложнит. Те, кому будет проблематично взять справку в банке, смогут оформить спонсорскую гарантию.
"За четыре месяца 2018 года по сравнению с этим же периодом 2017-го у нас в компании рост по Японии составил около 40%. Все как-то активизировалось, несмотря на то, что билеты, отели и услуги внутри страны не подешевели, – рассказала Наталья Езерская. – В 2017 году в сравнении с 2016-м рост был около 20%. Офис по туризму Японии активно работает на продвижение направления не только для туристических компаний, но и для прямых клиентов, постоянно проводят разные мероприятия для жителей города".
"За 2017 год турпоток из России в Японию вырос 40%, и больше половины этого объема – дальневосточные туристы, – говорит Оксана Калабина. – За последнее время все же снизились цены на перелеты, а визу стало проще получить. Во Владивостоке появились рейсы в Осаку, "Аврора" начала летать в Токио и составила конкуренцию S7 Airlines".
Кстати, в летнем сезоне 2018 года авиакомпания S7 открывает сообщение с Токио в Иркутске и Новосибирске, а с осени 2018 года планирует увеличить частоту полетов из Хабаровска в столицу Японии с двух до трех в неделю.
"Новые рейсы – всегда хорошо", – считают представители хабаровских турокомпаний. Однако дополняют, что было еще лучше, если бы на направлении появилась конкуренция между перевозчиками. Без нее, особенно в высокие даты, билеты часто становятся неподъемными, и тогда туристы предпочитают вылетать из Владивостока, чтобы сэкономить на перелете. "Нашим клиентам, которые собираются на цветение сакуры и не озаботились покупкой билетов заранее, сейчас пришлось бронировать их по 70 тысяч рублей", – привела пример Наталья Езерская.
Московские операторы упрощенной схемой подачи документов на визу пользуются с 1 января 2017 года. Как уточнила генеральный директор компании JTC Moscow Анастасия Северова, приглашение от японской стороны до сих пор требуется только для оформления бизнес-визы.
Менеджер компании "Квинта тур" Мария Родзевич говорит, что в Москве и Питере все сразу оценили подачу без гаранта: "Никому не нужны лишние телодвижения, туристам не хочется тратить дополнительные время и деньги на получение приглашения из Японии. В январе 2017 мы вместе с сотрудниками консульства примерно за неделю отработали новую схему подачи документов, с тех пор делаем визы только так, это всем удобно". Она отметила рост направления на 25% по сравнению с показателями годичной давности: "На период сакуры и майских праздников уже ничего не найти, ощущается значительный дефицит не только отелей, но и гидов, и машин".
В компании "Ванд" также связывают увеличение объемов по Японии с визовыми послаблениями. Менеджер отдела Японии Наталья Никитина сообщила, что за последний год направление сильно выросло в объемах: "У нас около 70-80% роста и по групповым турам, и по индивидуалам. Очень активно бронировали сакуру, все быстро закрыли, билетов нет уже ни в системе, ни в свободной продаже. Не припомню такого роста по Японии за все время работы с направлением".
Сейчас россияне охотно пользуются рейсами в Японию авиакомпании Korean Air с посадкой в Сеуле. "Перевозчик летает во многие японские города по выгодным тарифам, получается дешевле, чем напрямую лететь Japan Airlines. Часто туристы задерживаются в Сеуле на одну-две ночи", – сказала г-жа Никитина.
Коммерческий директор компании "Фудзи трэвел" Елена Коханова добавила, что некоторые клиенты, особенно из регионов, всё же рассчитывали на приглашение от японской турфирмы: "У них были опасения, что уровень зарплаты или выписка с банковского счета окажутся недостаточно убедительными для консульства. Однако примерно со второй половины минувшего года японцы перестали принимать документы, оформленные по старой схеме".
За прошлый год у оператора количество клиентов выросло, но эксперт не может утверждать, что сказалось именно упрощение визового режима. Прирост дали преимущественно люксовые туристы, для которых визовая история никогда препятствий не создавала, а клиенты эконом-сегмента ушли в самостоятельное бронирование. "Большинство туров на сакуру распродали еще в прошлом году. Много обращений поступило и позже, но мы закрыли прием заявок в начале февраля, потому что уже не могли обеспечить качественных гидов", – подчеркнула г-жа Коханова.