На календаре 1910 год. В стране еще почти спокойно. Революция 1905–1907 годов уже позади, Первая мировая война еще не началась, а патриархальность устоев еще не сменилась на попытки рывка и роста экономики в угаре столыпинских реформ.
Но даже на этом фоне расположенный если не на задворках, то по крайней мере на окраине Российской империи Крым жил своей особой, еще более спокойной и размеренной, чем в других частях страны, жизнью. И городок Балаклава не исключение.
Республика Крым. Балаклава. Дореволюционный снимок. Фото: pastvu.com
Знаменитости постепенно заселяют набережную и склоны прибрежных гор. Примерно в эти годы здесь были построены известные дачи дочери начальника Севастопольской жандармерии Мерецкой и актрисы Соколовой, на берегах Балаклавской бухты любили отдыхать Александр Куприн и Анна Ахматова. Именно в 1910–1914 годах на набережной Назукина между гостиницей "Россия" и жилым домом товарищества Эпрон было построено здание театра. Информация ни об инициаторе строительства, ни об архитекторе почти не сохранилась. Известно только, что в проектировании здания принимал участие некий А.М. Ангелов. Зато в "Балаклавском курортном листке" от 1914 года есть упоминание названия театра — это "Mon Repos", что в переводе с французского означает "Мой отдых".
Республика Крым. Балаклава. Набережная Назукина. Кинотеатр "Родина". Фото: Андрей Бобрик
В романтическую панораму извилистой живописной бухты в обрамлении невысоких желто-серых крымских гор органично вписались постройки конца XIX — начала XX столетия в стиле эклектики и модерна, в числе которых было и здание театра. Его архитектура — это ранний модерн. Прямоугольная двухэтажная коробка на фасадной стене имела всего два окна на первом этаже и пять окон на втором. При этом центральное окно имело форму слухового, а ближайшие к нему справа и слева проемы украшены портиками. Будучи весьма интересным и симпатичным с архитектурной точки зрения, Балаклавский театр развлекал своих гостей не только театральными постановками, но и модернистскими по тем временам кинопремьерами.
После 1917 года уже ставший известным кинотеатр по понятным причинам поменял имя, и буржуазное название "Mon Repos" трансформировалось в смешное своей бессмысленностью "Mon Pepos", или еще проще — в "Монпепос". Говорят, это была чья-то ошибка, а как уж случилось на самом деле, теперь и не разберешь. Ясное дело, долго с таким названием учреждение советской культуры просуществовать не могло, и в результате кинотеатр постигло еще одно переименование. Теперь он стал называться коротко и без изысков — "Родина".
Республика Крым. Балаклава. Набережная Назукина. Кинотеатр "Родина" в наше время. Фото: Наталия Судец / Strana.ru
Шли годы. Великую Отечественную войну кинотеатр пережил, можно сказать, вполне благополучно. Под штукатуркой сохранились щербины обстрелов, но в целом здание устояло и продолжало радовать балаклавцев и гостей города интересными фильмами. Изменения в жизни кинотеатра произошли спустя некоторое время, когда в 1950-е годы к зданию слева пристроили площадку летнего кинозала. Выходящий на набережную Назукина стилистически близкий к старому зданию фасад, украшенный колоннами коринфского ордера, скрывал за собой весьма вместительную территорию, оборудованную рядами скамеек. Впрочем, архитектура пристройки оказалась вполне типична для подобных сооружений. Большая часть летних кинотеатров, что на курортах Краснодарского края и Крыма, что в парках культуры и отдыха по всему Советскому Союзу, выглядела единообразно.
После денежной реформы 1961 года сходить в кино обходилось взрослому в 40 копеек, а ребенку — в 10. Доступные цены на билеты обеспечивали стабильную заполняемость кинотеатра. От желающих попасть на сеанс не было отбоя, что объяснялось не только удобным расположением, но и тем, что поблизости других кинотеатров просто не было. В "Родине" назначали свидание влюбленные. Сюда приходили по выходным целыми семьями. Озорная детвора забиралась на стены летнего кинозала и оттуда бесплатно смотрела фильмы. Периодически кинотеатр выполнял функции местного клуба — именно здесь происходили концерты, лекции, разнообразные творческие встречи, а при необходимости и собрания местных жителей.
Но время неумолимо вносило в облик "Родины" свои коррективы. В здании неоднократно проводили ремонт, появлялись и исчезали пристройки, а эпохи буквально наслаивались одна на другую. Еще в советские времена природный камень, из которого были построены стены здания, был в очередной раз покрыт толстым слоем штукатурки, а поверх нее наложен классический советский декор и стилизованные под рукопись два слова: "Родина" — на главном фасаде и "Сегодня" — на фасаде летнего кинозала.
Но за более чем сто лет с момента постройки капитальный ремонт кинотеатра не проводился ни разу. Годы шли, здание ветшало, а властям не было дела до разрушающихся стен, с каждым сезоном все больше и больше покрывающихся зловещей паутиной трещин. Торговцы беспощадных 90-х прямо в вестибюле устраивали перевалочный склад своей продукции, крепя дешевый ширпотреб непосредственно к разрушающемуся фасаду с видом на бухту.
Республика Крым. Балаклава. Набережная Назукина. Кинотеатр "Родина". Фото: Андрей Бобрик
И все-таки, несмотря ни на что, "Родине" невероятно повезло. Постановлением Кабинета министров Украины № 878 от 26.07.2001 Балаклава, наряду с Инкерманом и Севастополем, была занесена в реестр исторических населенных мест Украины. Здание бывшего кинотеатра "Родина" также было взято на государственный учет и внесено в "Реестр недвижимых памятников — объектов культурного наследия национального и местного значения по городу Севастополю". Пожалуй, только официальный статус уберег здание от умышленного разрушения и узаконенного сноса. Между тем после окончательного прекращения эксплуатации кинотеатра в качестве общественного пространства к началу 2003 года с довольства были сняты немногочисленные штатные сотрудники. Так постепенно постройка превратилась практически в пустующие развалины, оштукатуренные стены терракотового цвета начали осыпаться, а прямо в бывшем кинозале с уютными рядами кресел с зеленой обивкой образовалась стихийная свалка.
Украинские власти предприняли несколько попыток продать участок для сооружения на его месте чего-то нового и современного, но всякий раз сталкивались с протестом общественности. Ведь как ни крути, а балаклавский кинотеатр — это старейший кинотеатр Крыма и настоящая жемчужина набережной Назукина. Балаклавская набережная являет собой исторически сложившийся, единый и целостный градостроительный ансамбль, который ни в коем случае нельзя нарушать, ведь набережная является не только гордостью жителей Балаклавы, но и национальным достоянием в общегосударственном масштабе. В этом контексте здание кинотеатра "Родина" является закономерной частью исторического облика набережной, и поэтому логично вписывается в разряд объектов культурного наследия.
В результате, оставаясь в муниципальной собственности, кинотеатр "Родина" дотянул до Крымской весны. К сожалению, первые 3,5 года пребывания Крыма в составе России на судьбе "Родины" не отразились никак. Внешний вид кинотеатра по-прежнему оставался в исключительно плачевном состоянии. До сих пор, прогуливаясь по набережной Балаклавы, невозможно глядеть на здание без слез. Окутанное снаружи строительной сеткой, внутри оно превратилось в помойку и отхожее место. Покосившийся фасад во избежание обрушения подперт металлическими балками. Но даже в таком виде, одновременно напоминая и полуразвалившийся античный храм, и постройки московской ВДНХ, здание остается памятником и свидетелем по крайней мере двух эпох. Будучи рожденным еще в царской России, оно долгие годы верой и правдой служило советским людям.
Республика Крым. Балаклава. Кинотеатр "Родина". Фото: Владимир Малдер / http://vmulder.livejournal.com
Буквально до конца 2017 года казалось, что "Родина" обречена. На протяжении многих лет ни сначала украинские, ни позже российские власти не могли найти адекватного способа восстановления кинотеатра. Всякий раз решению проблемы что-то мешало: то потенциальный инвестор вдруг оказывался неплатежеспособен, а то и вовсе полуостров неожиданно менял государственную принадлежность. Лишь осенью 2017 года Правительство Севастополя выпустило распоряжение о выделении бюджетных средств на выполнение изыскательских работ для реконструкции, реставрации кинотеатра "Родина". А сами ремонтно-рестраврационные работы по сохранению объекта культурного наследия включены в Государственную программу "Развитие культуры и туризма города Севастополя на 2017–2022 годы". И вот уже найден исполнитель работ, который приступил к изыскательским работам, в том числе по сбору документальной информации с целью восстановления исторического облика кинотеатра. Изучаются старинные фотографии зданий на набережной Назукина, аккуратно исследуется старая штукатурка, вскрываются скрытые доселе полости в стенах. И все это делается для того, чтобы впоследствии придать кинотеатру первозданный вид. Кажется, дело пошло, а у исчезающего в небытие здания появились шансы на новую жизнь. Впрочем, есть непростой вопрос: к облику какого периода следует стремиться? Ведь, как уже было сказано выше, каждая эпоха накладывала на здание свой архитектурный отпечаток, имеющий историческую и культурную ценность. Учитывая объем безвозвратно утраченного, вероятно, реставраторы разработают некий компромиссный вариант. К осени 2018 года проект реставрационных работ должен быть готов. А там, глядишь, закипит работа, заметная не только специалистам. Пройдет год-другой и появится вполне реальная надежда, что Крым обретет обновленную "Родину" и снова будет радовать балаклавцев и гостей города красотой архитектуры, внутренним уютом и, конечно, интересными мероприятиями.