Юристы Российского союза туриндустрии (РСТ) подготовили законопроект, предполагающий внесение поправок в закон "Об основах туристской деятельности в РФ" и Воздушный кодекс РФ. Основная цель – четкое разграничение зон ответственности туроператоров и авиакомпаний по услугам, входящим в турпакет. Необходимость в этом назрела давно, последней каплей стал крах "ВИМ-Авиа", последствия которого стали очередным серьезным испытанием для турбизнеса.
Напомним, что, согласно статье 9 отраслевого закона, сейчас ответственность за все входящие в турпакет услуги, включая авиаперевозку, несет туроператор. И хотя совершенно очевидно, что за выполнение авиарейсов должна отвечать авиакомпания, все "чартерные" проблемы обычно сваливаются на туроператоров.
"В Воздушном кодексе РФ понятие "воздушная перевозка" по статусам не разделяется, но принято считать, что главная забота авиакомпании – регулярка, а чартеры – это дело заказчика. Поэтому мы предлагаем ввести в авиационный закон понятие "туристский чартер" и возложить на авиакомпании ответственность перед пассажирами заказанного рейса – такую же, какую перевозчик несет и за регулярные рейсы в соответствии со статьями 116-120 Воздушного кодекса", – поясняет юрист Северо-Западного отделения РСТ Светлана Мержвинская.
Отдельным пунктом предлагается зафиксировать в Воздушном кодексе РФ обязанность авиакомпаний оформлять билеты не позднее 36 часов (как вариант – 48 часов) до начала полета. Возможность оформления билетов менее чем за 36 (48) часов до времени должна быть установлена в договоре фрахтования чартера.
Напомним, что в 2014 году постановлением правительства РФ на туроператоров возложена обязанность предоставлять пассажирам чартерных рейсов билеты за 24 часа до начала путешествия. Позже такая норма была внесена в статью 10 закона "Об основах туристской деятельности". Но заказчики чартеров могут выполнить это требование только при наличии соответствующей обязанности у перевозчиков, а ее до сих пор не существует.
В законопроекте особо оговаривается, что авиакомпания должна обеспечить пассажиру обратную перевозку в случае неисполнения заказчиком своего обязательства по оплате чартерного рейса. Иными словами, в Воздушном кодексе должен быть зафиксирован принцип: вывез туристов неоплаченным рейсом или при неоплаченном обратном – обязан обеспечить возвращение. Норма применяется на практике, но законодательно не закреплена. При этом авиакомпания вправе предоставить пассажиру билет на рейс другого перевозчика в указанную или в ближайшую дату и может предъявить регрессное требование к заказчику, не оплатившему рейс.
Также Воздушный кодекс предлагается дополнить статьей, которая обязывает авиакомпанию в случае невозможности оказания услуг по воздушной перевозке, в том числе чартерной, незамедлительно уведомить об этом уполномоченный орган исполнительной власти. И в этих обстоятельствах перевозчик должен прекратить "накапливать обязательства", то есть основать продажу билетов.
Говорится в законопроекте и о необходимости создания специального фонда пассажирских перевозок по аналогии с теми, которые существуют в "Турпомощи". Средства фонда могут расходоваться только на оказание услуг по воздушной перевозке либо выплаты компенсации пассажирам, у которых возникли проблемы в связи с несостоятельностью авиакомпании.
Поправки в закон "Об основах туристской деятельности в РФ" предполагают изложение в новой редакции статьи 10.2. На туроператоров налагается обязательство незамедлительно уведомлять туриста о невозможности оказать услуги по договору о реализации турпродукта в случае возникновения проблем у авиакомпании.
Механизм дальнейших действий предлагается такой. Туроператор вправе предложить туристу внести изменения в договор о реализации турпродукта, указать стоимость авиаперевозки и разъяснить порядок получения компенсации из специального фонда. Если турист не согласен на изменение условий, договор считается прекращённым. Туроператор возвращает клиенту стоимость тура за вычетом стоимости услуг по воздушной перевозке в течение десяти дней с момента получения отказа туриста от изменения договора. Деньги за несостоявшийся авиаперелет турист должен получить из средств специального фонда пассажирских перевозок.
Как сообщил RATA-news вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, законопроект направлен в Министерство культуры РФ, Ростуризм, Торгово-промышленную палату РФ и Общественную палату.