Британские социологи предлагают серьезно изучать смайлики, эмодзи, мемы и прочие средства "невербальной коммуникации" в глобальной сети для того, чтобы научиться определять определенные черты характера авторов сообщений и вычислять их личности, говорится в статье, опубликованной в журнале Trends in Cognitive Sciences.
"Мы используем эмодзи в основном в качестве виртуальных аналогов различных жестов для подчеркивания наших эмоций. Характерные особенности того, как мы жестикулируем в реальном мире, часто связаны с особенностями нашего характера, и смайлы, как мы считаем, работают схожим образом, о чем говорят различия в том, как и почему мы их используем", — заявила Линда Кай (Linda Kaye) из университета Эдж-Хилл в Ормскирке (Великобритания).
Первые смайлы, как сегодня считают историки, появились более 30 лет назад фактически вместе с появлением первых сложных компьютерных сетей в Соединенных Штатах. Сегодня смайлами, эмодзи и интернет-мемами осознанно пользуется примерно 90% пользователей сети, а еще больше людей употребляет их, не понимая, о чем идет речь.
Бурное развитие социальных сетей в последние годы, как считает Кай, требует изучения того, какую роль в их функционировании играют смайлы и прочие средства "невербальной коммуникации".
Дополнительным плюсом для ученых в этом отношении является то, что в интернете, в отличие от реальной жизни, все разговоры и диалоги записываются. Благодаря этому социологи и психологи, при содействии владельцев соцсетей и поисковых систем, могут получить доступ к практически неисчерпаемому массиву данных о поведении людей, которые не думают о том, что за ними кто-то наблюдает.
Несмотря на все это богатство информации, почти никто ее не изучает, так как большинство психологов не считает эмодзи и смайлы полноценными аналогами эмоций и жестов. Как считает Кай, это глубоко ошибочное мнение, которое уже было опровергнуты первыми серьезными социологическими и психологическими интернет-исследованиями.
К примеру, наблюдения за активностью мозга во время использования смайлов в сети и жестов в реальном мире показали, что в голове человека активны одни и те же области при употреблении этих символов и жестикуляции руками или лицом. Другие исследования показали, что люди используют смайлы для того, чтобы снизить многозначность своих сообщений в сети и помочь собеседнику правильно понять их смысл. Кроме того, многие люди часто начинают судить об окружающих по их смайлам, и часто ошибаются, как и в случае с жестами и мимикой лица.
"Многие черты личности, к примеру умение соглашаться с окружающими, очень хорошо отражается в манере использования смайлов и эмодзи. С другой стороны, люди часто судят о других по тому, как они используют эмодзи, и эти суждения не всегда бывают истинными. Нам нужно понимать, как эти суждения могут отличаться в разных контекстах и для разных людей, к примеру в семье или на работе", — продолжает Кай.
Интенсивность и распространенность онлайн-коммуникаций будет только расти, и поэтому Кай и ее единомышленницы предлагают начать серьезно исследовать "смайл-культуру" для того, чтобы понимать, как люди выражают свои эмоции и как эту информацию можно использовать для идентификации личности, поиска психических проблем и других целей. Фактически, как заключают ученые, необходимо создать новую научную дисциплину – киберпсихологию.