Проблемы с топливом, возникшие у авиакомпаний альянса AiRUnion, удалось временно разрешить чрезвычайными мерами: простоявшие лишние сутки самолеты покинули Домодедово и увезли на курорты утомленных ожиданием пассажиров. Но AiRUnion теперь долго не проживет: Росавиация запретила авиакомпаниям продажу билетов на рейсы зимнего сезона, а Минтранс ждет, когда AiRUnion подаст добровольное заявление о банкротстве. Тем временем туроператоры возмещают ущерб пассажирам.
Напомним, в среду из-за конфликта AiRUnion с кредиторами-поставщиками из московского аэропорта "Домодедово" не вылетел почти ни один самолет "Красэйра", "Домодедовских авиалиний", "Самары", "Омскавиа" и "Сибавиатранса". Рейсы этих компаний задерживались или переносились уже несколько недель из-за их громадных долгов перед поставщиками топлива - в общей сложности они задолжали уже около $1 млрд. Рассчитаться с долгами не дают высокие цены на топливо, а заправлять в кредит поставщики уже отказываются. Пока авиакомпании торговались с заправщиками, пассажиры были вынуждены томиться долгие часы в ожидании вылетов.
Вчера около часа дня AiRUnion сообщил, что под гарантии "Ростехнологий" поставщики топлива все-таки предоставят ему 3,6 тыс. тонн керосина. Благодаря этому 24 застрявших в Москве самолета с пассажирами наконец-то начали улетать из "Домодедово". Но хватит их ненадолго: найденный керосин закончится 26 августа. Что будет дальше, пока никто не знает.
Топливная тяжба бьет по туристам
20 и 21 августа, когда были отменены 22 рейса в "Домодедово", из аэропорта не смогли улететь около 1700 пассажиров, большинство их томились ожиданием в аэропорту. Большинство пассажиров должны были лететь на самолетах входящей в "Эйрюнион" авиакомпании "Красэйр" по таким направлениям, как Хургада, Афины, Анталья и Ираклион, сообщает газета "Ведомости". Всего же, по словам главы Росавиации Евгения Бачурина, которого цитирует "Коммерсант", от задержек пострадало порядка 3,5 тыс. человек.
Туристы, у которых не получилось улететь, в растерянности: с кого требовать возмещения убытков - перевозчика или туроператора? В соответствии с Федеральными авиационными правилами, это должен делать авиаперевозчик, если по его вине задержка, но практика показывает, что этим занимаются туркомпании. "Пассажирам надо требовать возмещения убытков у туроператора, а они уже пусть разруливают свои отношения с перевозчиком", - считает представитель "Эйрюнион" Юлия Багрышева. Представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина поясняет, что в подобных случаях туроператору крайне сложно найти замену отмененному рейсу - в России острый дефицит самолетов на все чартерные программы. Даже если туроператору сразу же удастся найти самолет другой компании, то на оформление документов и разных формальностей нужно минимум сутки. Кроме того, туроператор должен сразу обзвонить всех туристов, расселить их по гостиницам. Кроме того, замена самолета будет стоить десятки тысяч евро, а перевозку придется проплачивать заново.
Tez Tour решил вернуть часть денег за пропущенный курортный день тем туристам, которые улетели из Москвы с суточной задержкой. Тем же, кто не смог вовремя вылететь из Хургады, туроператор разместил в египетских отелях. Впоследствии компания намерена добиваться компенсации всех понесенных расходов от перевозчика, сначала напрямую, а потом, если не получится, через суд. Пока подсчитать сумму затрат, которые понесли из-за проблем "Эйрюнион" туроператоры, невозможно, говорят они.
Склоняют к банкротству
Росавиация запретила AiRUnion продавать билеты на рейсы зимнего расписания. Это поставило альянс в еще более безвыходную ситуацию: если его рейсы прекратят полеты в течение летнего сезона, который заканчивается в середине октября, обслужить сотни тысяч его пассажиров будет невозможно. Но ведомство упорствует: "Мы не можем позволить финансировать имеющиеся долги из объема будущих продаж, поскольку не знаем, как будет развиваться ситуация в ближайшее время",- сказал глава Росавиации Евгений Бачурин.
Источник газеты "Коммерсант" в Минтрансе говорит, что единственный путь решения проблем перевозчика - добровольное признание им своей неспособности платить по долгам и введение внешнего управления. "Это позволит наложить мораторий на претензии кредиторов по старым долгам и попытаться восстановить текущую деятельность компаний",- поясняет он. Если и эта мера не даст результата, то компании могут действительно прекратить свое существование, но серьезного кризиса на рынке не будет: в ожидании некоторого спада объемов перевозок, вызванного топливным кризисом, крупные авиакомпании без особых проблем примут на себя пассажиров авиакомпаний AiRUnion.
Туроператоры в случае ухода с рынка AiRUnion не ждут проблем с вывозом туристов. В Москве, говорят опрошенные "Коммерсантом" туроператоры, потери из-за отсутствия "Красэйра" будут незначительны: предложение уменьшится не более чем на 5%, но для красноярских операторов, это будет, скорее всего, сильный удар.
Желание взять на себя регулярных пассажиров AiRUnion уже подтвердили несколько крупных компаний. В "Сибири" (S7) подтверждают, что вполне готовы встать на маршруты AiRUnion, прежде всего из Красноярска. "Мы пытаемся пробиться туда уже много лет, и эта готовность у нас, разумеется, остается",- говорит изданию финансовый директор "Сибири" Илья Александровский. По мнению экспертов, спасать AiRUnion бессмысленно, но "дотянуть" его до конца летнего сезона необходимо, и без господдержки здесь не обойтись. Тем временем у "Ростехнологий" пока нет конкретного плана вывода из кризиса авиакомпаний AiRUnion.