В декабре 2016 года в промышленную эксплуатацию будет сдан новый энергоблок Нововоронежской атомной электростанции. Основное оборудование машинного зала изготовлено и поставлено «Силовыми машинами» – российской энергомашиностроительной компанией.
Практически все пространство главного корпуса нового энергоблока Нововоронежской АЭС-2 (НВАЭС-2) занимает турбоустановка, объединяющая паровую турбину, конденсатор, турбогенератор и вспомогательное оборудование. Две аналогичные комплектные турбоустановки «Силовых машин» будут работать и на ЛАЭС-2 в Ленинградской области. Общая стоимость оснащения всех четырех машинных залов этих станций на момент подписания контракта в 2008 году составляла более 40 млрд рублей.
«Турбина – быстроходная, скорость вращения вала составляет 3 тыс. оборотов в минуту. Это самая мощная в мире быстроходная турбина: ее мощность составляет 1,2 тыс. МВт. Ресурс надежности рассчитан на более 50 лет эксплуатации. В ней использованы уникальные технологические решения. Усовершенствована и компоновка: над турбиной отсутствуют паропроводы, что облегчает ее монтаж и последующее обслуживание», – проводит экскурсию главный конструктор паровых турбин «Силовых машин», доктор технических наук Александр Лисянский. Главные достоинства быстроходных турбин в сравнении с тихоходными – меньшие затраты при изготовлении, транспортировке, сооружении машинного зала, монтаже и обслуживании турбоагрегата ввиду его существенно меньших габаритов и меньшей массы крупных узлов. «Оборудование «Силовых машин» уникальное, на атомных станциях российского и зарубежного производства такое еще не применялось. Мощность в 1,2 тыс. МВт достигается за счет технических оптимизаций. На прошедших динамических испытаниях важно было сохранить работоспособность турбоагрегата, все отработало в штатном режиме», – рассказывает начальник смены турбинного цеха НВАЭС-2 Алексей Аксанов.
Нововоронежская АЭС (НВАЭС) – первая промышленная атомная станция СССР. Находится она в 45 км от Воронежа, в самом сердце Центрального Черноземья, на берегу реки Дон. Всего здесь было возведено пять энергоблоков, сейчас действует три, суммарной мощностью 1834 МВт. Они обеспечивают 85% энергопотребления Воронежской области, а также снабжают энергией соседние регионы. Потребность в энергии здесь остается большой, в том числе для развития промышленности, поэтому с 2007 года ведется сооружение двух энергоблоков нового поколения с реакторными установками ВВЭР-1200 (цифры серии традиционно обозначают установленную мощность – 1,2 тыс. МВт).
Практически все оборудование на новой станции инновационное. Энергоблок ВВЭР- 1200 – самый мощный в России и первый в мире из так называемого поколения «III+», что указывает на его улучшенные технико-экономические показатели. Российские атомщики гордятся тем, что именно здесь уже приступили к промышленной эксплуатации, опережая коллег из других стран. Второй энергоблок НВ АЭС-2 еще строится, с его запуском в 2018 году регион получит мощный толчок для дальнейшего экономического развития. А первый блок будет введен в промышленную эксплуатацию в декабре текущего года, сейчас он уже вышел на 75% мощности.
Есть над чем работать
Сейчас у «Силовых машин» сформирован серьезный портфель заказов. Только в сфере атомной энергетики, помимо поставок для НВ АЭС-2 и ЛАЭС-2, в работе оборудование для новых энергоблоков Курской АЭС-2, Белоярской АЭС, Белорусской АЭС, а также АЭС «Бушер» в Иране и АЭС «Куданкулам» в Индии. Стратегия развития предприятия основана на консолидации компетенций ведущих российских машиностроительных предприятий. Сегодня «Силовые машины» – это Ленинградский металлический завод, завод «Электросила» и российско-японское предприятие «Силовые машины – Тошиба. Высоковольтные трансформаторы» в Санкт- Петербурге, Калужский турбинный завод, Таганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик», «Силовые машины – завод Реостат» (Великие Луки, Псковская область), Power Machines Fezer S/A (Касадор, Бразилия). А также компания неэнергетического профиля «Силовые машины – Девелопмент» (Санкт-Петербург). Такой спектр направлений деятельности позволяет предлагать комплексные решения для атомной, тепловой и гидроэнергетики, а также для электросетевого и нефтегазового комплексов, для судостроения и транспорта. В компании работает девять конструкторских центров, для того чтобы создаваемое оборудование было современным и конкурентоспособным на мировом уровне.
Глобальная конкуренция
При правильной технологической и маркетинговой стратегии развития у «Силовых машин» есть хорошие перспективы для роста на мировом энергомашиностроительном рынке. В этом и следующем десятилетии значительное число АЭС будет нуждаться в продлении сроков эксплуатации. Как минимум, оно сопряжено с капремонтом и модернизацией генерирующего оборудования, как максимум – полной реконструкцией и заменой «неядерного» оборудования. А в свете новых подходов к безопасности, в том числе с учетом произошедшей аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии, специалисты склонны принимать решения о строительстве новых, максимально безопасных энергоблоков в качестве замены существующих.
Большинство действующих в мире ядерных энергоблоков было построено в 1970- 1980 годы – эпоху расцвета мировой атомной промышленности. При этом типичным проектным сроком службы оборудования закладывали 30-50 лет. Решение о полном отказе от продолжения эксплуатации атомных электростанций и ядерных реакторов к 2022 году, принятое в Германии, не стало массовым. Особенно тенденция использования АЭС характерна для ядерно-энергетических рынков с историей таких стран, как США, Канада, Франция, Россия, Япония, что обусловливает рост рынка специализированного оборудования, в том числе турбоагрегатов и комплектующих. Турбины АЭС, требующие замены целиком или их основных элементов, исчисляются десятками ежегодно, а стоимость подобных проектов может составлять сотни миллионов долларов. Интерес представляют и перспективные контракты на послепродажное обслуживание турбин, которые обычно заключаются с поставщиками.
Конкуренция на международном рынке «неядерного» оборудования для АЭС оценивается экспертами как высокая. Здесь присутствуют как глобальные компании широкого профиля, так и локальные, узкоспециализированные. Так, в сегменте паровых турбин (и компонентов) для АЭС к важнейшим поставщикам относят: немецкий транснациональный концерн Siemens, американский гигант General Electric, японские Mitsubishi, Hitachi и Toshiba, «Силовые машины» (Россия), «Турбоатом» (Украина), Doosan (Южная Корея). Расширяя производство, в последние годы на рынок вышли китайские компании Dongfang Electric, Shanghai Electric, Harbin Electric. Среди сравнительно молодых, но активно продвигающихся компаний из развивающихся стран эксперты отмечают, например, индийскую компанию BHEL.
При этом даже участие в новых зарубежных проектах «Русатом Оверсиз Инк» и «Русатом Энерго Интернешнл» (подразделениях госкорпорации «Росатом», созданных для продвижения российских атомных технологий на мировом рынке) не гарантирует поставок оборудования российскими производителями энергетического оборудования. Так, в августе стало известно, что в открытом конкурсе на изготовление и поставку турбогенераторной установки для АЭС «Ханхикиви-1», которая будет построена в Финляндии (российская сторона в 2014 году получила 34% в проекте, станция получит отечественный реактор ВВЭР-1200), победила Alstom Power Systems (входит в General Electric). Заявки также подавали компании Toshiba, Siemens и российские «Силовые машины».
На российском рынке мощных турбоагрегатов (свыше 1 тыс. МВт) главным конкурентом «Силовых машин» являются «Турбинные технологии ААЭМ» – совместное предприятие АО «Атомэнергомаш» (машиностроительный дивизион государственной корпорации «Росатом», 51%) и концерн Alstom (49%), созданное для комплектации машзалов АЭС, строящихся как в России, так и за рубежом, с использованием российских ядерных технологий оборудованием на базе тихоходной технологии Arabelle компании Alstom. Именно «ААЭМ» осуществило конструирование, контроль за изготовлением, испытание и доставку пяти дизель-генераторных установок для энергоблока № 1 Ленинградской АЭС (изготовление и сборку произвели на заводе Wartsila Finland Oу в Финляндии). Также на российском рынке сервиса турбинного оборудования активно присутствует украинский «Турбоатом». При этом в сегменте быстроходных турбоагрегатов мощностью свыше 800 МВт у «Силовых машин» региональных конкурентов нет.
В чем сила
В 2015 году портфель заказов ПАО «Силовые машины» составил 5,1 млрд долларов США – на 8,9% больше, чем в 2014-м (объем заключенных контрактов в 2015 году составил 0,192 млрд долларов США – на 14,5% больше, чем в 2014-м).
За первое полугодие 2016 года чистая прибыль по МСФО составила 192 млн рублей. Выручка выросла на 22%, до 37,9 млрд рублей, EBITDA – на 44%, до 4,2 млрд рублей к показателям первого полугодия 2015 года. В структуре выручки компании в первом полугодии 2016 года на РФ пришлось 64% (год назад – 67%), на Европу – 16% (ранее – 6%), на Индию – 8,6% (менее 1%). Выручка от девелопмента выросла в 2016 году более чем в 11 раз, до 5,2 млрд рублей, следует из отчетности компании.
По всему земному шару
На фоне сложной экономической и рыночной ситуации российские «Силовые машины» тем не менее ежегодно наращивают свое присутствие за рубежом. Компания входит в десятку мировых лидеров отрасли по объему установленного оборудования, энергоустановки работают уже в 57 странах мира. Сейчас ведется строительство и поставка комплектов оборудования с турбоустановками и турбогенераторами для АЭС «Козлодуй» в Болгарии, АЭС «Куданкулам» (Индия), АЭС «Бушер» (Иран). Оборудование поставляется на ГЭС Мексики и Чили, на ТЭС в Финляндии, Вьетнаме, Индии и Кубе и на другие объекты разного профиля.
«Ключевым приоритетом в работе «Силовых машин» является дальнейшее повышение конкурентоспособности компании путем снижения издержек и применения лучших мировых практик во всех сферах деятельности, – отмечает генеральный директор «Силовых машин» Роман Филиппов. В числе приоритетных направлений бизнеса – интенсивное развитие сервисного направления, форсирование процессов разработки новых современных продуктов, расширение продуктовой линейки, создание рыночных партнерств, совместных предприятий, а также участие в процессах консолидации отрасли для усиления позиции глобального игрока на рынке энергомашиностроения. Ключевыми рынками для нас остаются внутренний, российский, рынок, а также страны Латинской Америки, Европы, СНГ, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, где сбытовая и маркетинговая деятельность компании значительно усилена», – сообщил он.
Ранее в портфеле заказов превалировали контракты для внутреннего рынка, однако сейчас он все больше ориентирован на модернизацию и техперевооружение, поэтому выходить в зарубежные регионы, где прогнозируется активное развитие энергетики, стратегически важно. «В настоящее время мы работаем над рядом интересных проектов в Иране, Ираке, Чили, Кении, Вьетнаме, планируем подавать квалификационные документы на участие в торгах в Пакистане и Индии. В приоритете – рынки Южной и Юго-Восточной Азии. В то же время мы не упускаем из фокуса страны Европы, Африки и Латинской Америки, – отмечает заместитель генерального директора – директор по сбыту «Силовых машин» Юрий Суняев. – Часть рынков, например латиноамериканский, индийский, вьетнамский, турецкий и стран Персидского залива, нами уже активно осваивается. Некоторые, такие, как африканский, предстоит осваивать фактически заново». В советское время оборудование предприятия в Африку поставлялось, в том числе на крупные объекты в Египте, Марокко, Анголе. Но последние 20 лет, если не считать участия в реконструкции египетской Асуанской ГЭС, компания в Африке не присутствовала. Между тем развитие африканского континента идет очень активно, особенно в так называемой Субсахарской Африке (странах, южнее пустыни Сахара, – Кении, Танзании, Зимбабве и других). Сегодня в регионе проживает около миллиарда человек, но установленные энергетические мощности составляют всего 10% от российских. К 2040 году эксперты прогнозируют здесь двукратный рост населения, а с ним рост ВВП в четыре раза, энергопотребления – почти на 80%. А значит, здесь требуется стремительное повышение производительности и эффективности энергосистем.
Развивая экспорт, в «Силовых машинах» делают ставку и на локализацию. Наличие производственной базы в регионе поставок позволяет компании соответствовать требованиям конкурсных процедур, установленных законодательством ряда стран, снизить транспортные издержки и таможенные пошлины, сократить сроки поставок. В 2015 году в целях укрепления присутствия в странах Латинской Америки «Силовые машины» приобрели контрольный пакет из 51% акций бразильской компании Fezer S/A (сегодня – Power Machine Fezer S/A). Постоянные представительства работают в десяти странах. Преимуществами на мировом рынке в компании также считают широкую номенклатуру оборудования, значительную линейку сопутствующих услуг, а также готовность выполнять проекты под ключ. В ближайшие годы «Силовые машины» нацелены на активное укрепление позиций на мировом рынке.