В связи с публикацией 8 апреля постановления правительства №898-р и противоречивой, а зачастую и недостоверной информацией в СМИ относительно его последствий, Правовая служба АТОР получает множество вопросов о выплатах туристам. Отвечаем на самые важные из них.
Вопрос: Должен ли туроператор немедленно мне вернуть деньги после выхода распоряжения правительства от 4 апреля 2020 года №898-р за любой пакетный тур, который я оплатил, а теперь хочу отменить из-за коронавируса?
Ответ: Давайте разберемся с документами и для этого обратимся к первоисточнику. Распоряжение Правительства от 4 апреля 2020 года №898-р появилось ввиду недавних изменений в закон "Об основах туристской деятельности в РФ". О них мы подробно писали здесь.
Напомним: изменения добавили в закон статью 11.8. Часть первая данной статьи звучит следующим образом:
"В случае принятия иностранным государством решения об ограничении въезда туристов в страну (место) временного пребывания или возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, Правительством Российской Федерации может быть принято решение о возврате туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора…".
То есть: речь идет о возвратах из фонда туроператора, сформированного при объединении "Турпомощь", а не о возвратах из средств самих туроператоров.
Более того, распоряжение №898-р не обязывает туроператоров "распечатывать" фонд, а лишь дает им такую возможность, которой они могут и не воспользоваться.
Поэтому данное постановление само по себе не обязывает туроператора безусловно, и тем более "незамедлительно" произвести возврат средств туристу за оплаченный тур в полном объеме.
Вопрос: На туры в какие страны и какие даты туров распространяется действие данного постановления?
Ответ: Речь идет о странах (местах временного пребывания), которые издали акт, ограничивающий въезд российских граждан (туристов), а также о странах, в отношении которых Ростуризм заявил о наличии угрозы безопасности жизни и здоровья российских граждан (это Италия, КНР, Южная Корея и Иран). Туров по России данное постановление не касается.
Вопрос: Какие еще постановления и разъяснения правительства нужны для того, чтобы начались реальные выплаты? Каковы примерные сроки?
Ответ: Туристическое сообщество ждет требований к формированию реестра туристов, порядка выплат из фондов персональной ответственности.
Данные документы могут последовать от Правительства РФ или по его поручению – от Ростуризма или Министерства экономического развития РФ.
Без утвержденного порядка действий и до выпуска соответствующих нормативных актов выплаты не смогут инициировать ни сами туроператоры, ни "Турпомощь".
Вопрос: На всех ли хватит фондов персональной ответственности туроператоров? Получу ли я все деньги, когда все постановления и нормативные акты примут?
Ответ: На рынке практически отсутствуют туроператоры, сформировавшие фонд персональной ответственности в полном объеме. Это абсолютно нормально, учитывая, что максимальный размер фонда равен 7% от оборота туроператора за предыдущий год, а туроператор обязан уплачивать 1% в год. Фонды формируются туроператорами с 2017 г.
Исходя из этих данных, рассчитывать на 100-процентные выплаты всем, у кого аннулируются туры, точно не приходится.
По различным независимым оценкам участников рынка, выплаты из фондов при "Турпомощи" смогут получить от 15% до 30% обратившихся, на этом возможности фондов будут исчерпаны.
Более того, на сегодняшний день сложно рассчитать даже минимальный размер выплат, но уже совершенно однозначно, что у каждой компании он будет разным.
И еще раз напоминаем: нельзя забывать, что туроператор вправе принять решение не использовать средства своего фонда персональной ответственности для выплат туристам.
Вопрос: Туроператор предлагает мне вместо возврата перебронировать тур на другие даты. Можно принимать такое предложение?
Ответ: Это самое разумное предложение, которое сейчас может предложить туроператор. Оно не только сохраняет деньги туристов, но и гарантирует осуществление поездки в период, когда пандемия завершится.
Многие туроператоры предлагают перенос средств по льготному (фиксированному) курсу валюты, что в нынешних условиях роста курса валют делает предложение еще более выгодным.
Мы рекомендуем туристам прислушаться к предложениям туроператоров и принять взвешенное решение.
Вопрос: Почему для меня может быть выгоднее перебронирование тура, а не возврат денег?
Ответ: С учетом изменений, которые вносит в нашу жизнь борьба с коронавирусом, не исключено, что туризм для ряда потребителей станет не главным приоритетом при формировании личных бюджетов.
Вместе с тем находящийся у туроператора депозит позволит даже не в самой простой финансовой ситуации дать себе передышку и позволить уехать в отпуск. Как уже отвечали в предыдущих вопросах, ряд туроператоров сохраняет при переносе льготный курс, который позволит воспользоваться с минимальными доплатами или без доплат вовсе.
Также не будем забывать, что по многим турам при их аннуляции туроператор имеет право удержать фактически понесенные расходы, что чревато потерей денежных средств.
При этом некоторые туры можно будет перенести без каких-либо удержаний или доплат со стороны партнеров туроператоров (авиакомпаний, отелей и т.д.), что позволит туристу сохранить средства и воспользоваться деньгами на отдых в полном объеме.
Вопрос: Если я пойду в суд, я обязательно выиграю у туроператора и мне все вернут и даже больше? Многие юристы в сети даже просят деньги за "беспроигрышное" исковое заявление. Можно ли им верить?
Ответ: На вопрос о вероятности вашего выигрыша в суде ответа не знает никто.
И если вы услышите от кого-то из юристов о "100% гарантии на выигрыш в суде", наш вам совет – не поддавайтесь иллюзиям, не выдавайте желаемое за действительное, не дайте сыграть на ваших эмоциях и сложностях. И тем более – не платите таким людям никаких, даже небольших денег.
Туроператоры формируют консолидированную позицию для судебных исков, которая основывается на наступлении форс-мажорных обстоятельств. Мнение судов по этому поводу еще не известно, так как отсутствует правоприменительная практика.
Что касается самого обращения в суды, то действующие сейчас для них вынужденные не рабочие дни неминуемо приведут к значительным задержкам в назначении судебных разбирательств и вынесении решений.
Не исключено, что принятие предложения туроператора о переносе сроков или направлений тура будет гораздо более выгодным для туриста решением (хотя бы потому, что оно точно реализуется гораздо быстрее), чем обращение в суд с многомесячным разбирательством и неизвестным результатом по итогу.
Кроме того, не надо забывать, что при судебных спорах существует не только первая инстанция, хождение по которым не позволит – даже в случае выигрыша в первом из судов – получить финальное решение по иску еще несколько месяцев.
Вопрос: Должно ли турагентство возвращать туристам деньги из собственных средств?
Ответ: Нет, не должно. Такой обязанности у турагента нет. При надлежаще составленном договоре с туристом турагент может доказать, что средства туриста были своевременно переданы туроператору в рамках организации заказанного тура и в сложившихся обстоятельствах они не могут быть возвращены, так как речь идет об обстоятельствах, препятствующих туристу совершить заказанное и оплаченное путешествие.