Сложно представить себе проезжую часть, где свободно и безопасно играют в классики дети, гуляют мамы с колясками, на тротуарах не припаркованы автомобили, не слышно шума двигателей. Власти Барселоны скоро дадут жителям увидеть эту картину воочию, поскольку из центра города планируется полностью убрать автомобили.
Чтобы избавить мегаполис от автомобильной гегемонии, власти Барселоны выполняют амбициозный план, согласно которому около 60% улиц будут полностью освобождены от транспорта и превратятся в «гражданские пространства».
Так называемые «суперкварталы» – мини-кварталы, вокруг которых будет течь трафик, – объединят несколько кварталов, куда запретят въезд общественного и частного транспорта, за исключением велосипедов и городских служб.
Реализация проекта уже началась в центральных районах Сан-Марти и Эшампле, проблема экологии аргументы спроектированных инженером Идельфонсом Серда в середине XIX века по принципу пчелиных сот. Городские власти озаботились проектированием транспортного потока неспроста. Агломерация Барселоны постоянно «проваливает» тесты ЕС на чистоту воздуха, и его низкое качество вызывает 3 500 преждевременных смертей в год, считают специалисты (всего в Большой Барселоне живут 3,2 млн человек).
Трафик также является первой причиной шумового загрязнения в городе: 61% жителей вынуждены терпеть уровень шума выше нормы, установленной законодательством. Поэтому технология городского пространства, когда-то призванная сохранить экологическую обстановку в здоровом состоянии, теперь требует значительного переосмысления, передает The Guardian.
С появлением суперблоков движение городского транспорта постепенно изменится, поменяются дорожные знаки и разметки. Власти города уже ввели «прямоугольную» автобусную сеть, где автобусы ходят только по ряду основных магистралей, зато каждый житель живет на расстоянии в 300 м от остановки.
Ожидается, что благодаря этому решению среднее время ожидания транспорта сократится с 14 до 5 минут, а ездить по городу на любое расстояние в 95% случаев можно будет без пересадок.
Кроме того, к суперкварталам прибавится 300 км новых велодорожек, добавляет идеолог проекта Сальвадор Руэда.
Как уточняет Джанет Санс, члена городского совета по вопросам экологии и урбанизма, частные транспортные средства в городе составляют лишь 20% от всего транспорта, но при этом занимают 60% улиц. Жителям просто необходимо отвоевать пространство.
«Наша цель сделать Барселону городом, в котором приятно жить. Это средиземноморский город, жители которого проводят много времени на улицах – эти улицы должны быть вторым домом. Общественные пространства должны стать местами, где можно свободно играть и гулять, где зеленые насаждения – не вымысел, где вместе процветают добрососедство и частная жизнь», – добавляет Санс.
Руэда говорит, что суперблоки вернут утраченную идею архитектора Серды и выведут ее на следующий уровень, в новый мир, благодаря созданию в них жизнеспособного и экологичного пространства.
«Каждый суперквартал словно маленький город со своим собственным характером. Представьте себе, что можно создать. Эшампле столь же большой, как и Грасия (другой квартал Барселоны). Новая структура позволит освободить 160 перекрестков и сделать их городскими площадями», – заключает Руэда.
Проекты в Эшампле и Сан-Марти пилотные, строго говоря, условно. Первый суперблок появился в Барселоне в 1993 году (квартал Рибера), а в 2005 году к нему присоединилась Грасия. Гладкому внедрению экологически выгодной идеи мешала политика городских властей: между 1993 и 2005 годами разработка суперкварталов останавливалась, а автомобилисты получали послабления.
Первым мэром, поддержавшим суперблоки, стал Хавьер Триас, а затем Ада Колау, которая стойко выносит критику со стороны консервативных политиков, выступающих за традиционное планирование транспортного сообщения в столице Каталонии.