На днях стало известно, что РКК "Энергия" разработала шесть проектов нового пилотируемого многоразового космического корабля. Два из них будут представлены на рассмотрение в Роскосмос. Это ведомство выберет окончательный вариант машины, которая должна заменить корабли типа "Союз".
На днях стало известно, что РКК "Энергия" разработала шесть проектов нового пилотируемого многоразового космического корабля. Два из них будут представлены на рассмотрение в Роскосмос. Это ведомство выберет окончательный вариант машины, которая должна заменить корабли типа "Союз".
Подобные планы могут создать впечатление, что в космической деятельности России начались перемены к лучшему: создается новая пилотируемая техника, которая сменит "Союзы", эксплуатируемые в СССР/России с 1967 года. Но дело в том, что на современном этапе освоения внеземного пространства космические корабли оправдывают себя лишь в том случае, если служат для доставки людей и грузов либо на околоземную станцию, либо на межпланетный комплекс.
Другими словами: космический корабль - это "трап" с поверхности нашей планеты к обитаемому объекту за пределами ее атмосферы. Сейчас у РФ есть доступ к одному такому объекту - МКС. Но доступ продлится столько, сколько будет летать МКС, то есть 10 лет. Прогноз основан на опыте эксплуатации орбитальной станции "Мир" - седьмой отечественной околоземной станции. В 2001 году, к моменту, когда она была сведена с орбиты, ей исполнилось 15 лет.
Последние два-три года полета "Мира" его экипаж тратил значительную часть рабочего времени на решение технических проблем. В феврале 2001 года, когда до затопления станции в Тихом океане оставался месяц, я спросил тогдашнего генерального конструктора РКК "Энергия" Юрия Семенова, сколько еще "Мир" смог бы пролетать. "Три, максимум пять лет, - ответил он. - В корпусе модулей из-за усталости металла, находящегося под постоянным давлением воздуха изнутри, накапливаются микротрещины. В какой-то момент станция уже не сможет удерживать собственную атмосферу". Таким обр азом, один из главных создателей "Мира" отвел своему детищу не более 20 лет на орбите. Но МКС с точки зрения своей архитектуры и конструкции модулей представляет собой "растолстевший" "Мир". Срок эксплуатации станции отсчитывается с момента вывода на орбиту ее первого элемента. Для МКС - с 1998 года.
Вывод: при самом оптимистичном прогнозе международная станция прекратит существование к 2018 году. Новый пилотируемый корабль при условии немедленного принятия решения о его разработке, строительстве и испытаниях (что практически невозможно) раньше, чем через четыре года, готов не будет. Значит, реальная потребность в нем как в транспортном средстве для МКС закончится через 6-7 лет после начала его регулярных полетов. После этого он станет либо летать по сценариям самостоятельных миссий "Союзов" конца 1960-х - начала 1970-х годов, либо возить "космических туристов", либо обслуживать страны типа Малайзии, которые не имеют технических возможностей отправить в космос своих представителей.
Ни один из этих вариантов не оправдает огромные средства и усилия, которые будут вложены в создание нового корабля. Роскосмос же до сих не предложил крупного инновационного проекта в виде межпланетного комплекса, для обслуживания которого потребовалась бы машина лучше и больше, чем "Союз". По этой причине, даже если б МКС пролетала еще лет 20-30, потребность в новом корабле была бы все равно неочевидна, ибо с задачей доставки экипажей на станцию и обеспечения их спасательными средствами вполне справляются испытанные "Союзы". Вне зависимости от конфигурации будущего корабля практические шаги по его созданию следует начинать лишь тогда, когда станет ясно, к какому пилотируемому комплексу он станет доставлять людей и грузы. В противном случае постройка преемника "Союза" уподобится сооружению дорогостоящего трапа для несуществующего океанского лайнера.