Турция вынуждена бороться на пяти фронтах. И это выглядит как медленное сползание в катастрофу. После теракта в Анкаре турецкая авиация "отбомбилась" по курдским населенным пунктам и отрапортовала о гибели "45 террористов на севере Ирака". При этом никто не возмущается, как это Эрдоган смеет бомбить сопредельное государство без санкции ООН.
Причем бомбардировки Иракского Курдистана прошли до того, как следствие назвало виновных в теракте 13 марта (и это уже четвертый теракт в столице с октября 2015 года). Для карательной операции было достаточно заявления премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу о том, что "почти наверняка" это нападение совершили боевики РПК (Рабочей партии Курдистана).
Курды не могут уничтожить Турцию. Но паранойя Эрдогана может
На юге Турции идет гражданская война с курдами. И это первый фронт Турции, где почти ежедневно гибнут люди. Эрдоган обстреливает из артиллерии и сирийских курдов, политическую организацию которых — партию Демократический союз - он считает филиалом РПК. Ситуация усугубляется тем, что нынешнее руководство страны давно покровительствует джихадистам всех мастей.
Через Турцию в Сирию и Ирак их снабжают оружием и живой силой. Обратно боевики возвращаются на лечение и восстановление. И среди них много психопатов и фанатиков, которые вовсе не хотят ложиться под османов, предпочитая обустраивать родной халифат.
И это второй фронт Турции, о котором ее президент предпочитает умалчивать, потому что покупает нефть у ИГИЛ (непосредственно финансируя терроризм). Причем сына Эрдогана называют главным бенефициаром этой торговли.
И нельзя сказать, что Реджеп Эрдоган первый политик, который полагает, что поощряя терроризм, можно с ним сотрудничать, используя как таран против своих главных врагов — курдов. Вспомним, как американские президенты вскормили Бен Ладена в борьбе против СССР, а затем тот создал "Аль-Каиду" и взорвал башни-близнецы, покончив с мифом о неуязвимости Америки.
Третий фронт обусловлен наличием огромного притока беженцев из разрушенных войной районов. Сейчас это около 2,7 миллионов человек, которых надо содержать и занимать чем-то, причем это тоже нездоровый психически контингент, люди озлоблены и измучены лишениями. Среди них также могут скрываться провокаторы и террористы,преследующие свои цели.
Четвертый фронт вызван конфликтом с Россией, после убийства российского летчика и последующей попытки втянуть Москву в конфликт с НАТО. Попытка провалилась, Эрдогану сказали, что он должен разбираться с Путиным сам. Кроме потери дружественной России, Эрдоган потерял и лояльность Запада.
Обама заявил в интервью The Atlantic, что Эрдоган - это "стоящий у власти авторитарный неудачник ", а это самое ужасное оскорбление в устах американца. Этот фронт сделал Эрдогана одиноким на мировой арене. За последнее время он ничего не сделал во внешней политике, чем можно было бы гордиться.
И, наконец, пятый фронт — это борьба с оппозицией и инакомыслием. О том, какой накал страстей здесь царит, говорит судебный процесс над журналистами оппозиционного издания, которые раскрыли государственные поставки оружия боевикам "Ан-Нусры". Об этом говорит и жестокое подавление протестов населения по поводу закрытия оппозиционных изданий, и навязанная Эрдоганом обществу дискуссия о расширении базы терроризма.
Теперь туда включаются и те, кто "поддерживает террор", включая законодателей, ученых, журналистов и активистов, которые призывают правительство положить конец конфликту с РПК. "Либо они на нашей стороне, либо на стороне террористов", — сказал Эрдоган.
Анталия превратилась в депрессивный регион
Эта борьба на пять фронтов ведет к проблемам в экономике. Практически наполовину упал туристический сектор. И не только из-за российских туристов, но и из-за немецких. Экономика Анталии — "туристического капитала" Турции - в настоящее время на грани краха, пишет газета Al-monitor.
По данным, которые приводят власти Анталии, кризис с Россией будет стоить экономике Турции 10-11 млрд долларов. В непростом положении и сельское хозяйство региона, которое работало на туризм и поставки в Россию, пишет газета Hurriyet Daily News.
Страна в 2016 году потеряет 3,1 млрд долларов из-за российских экономических санкций, цитирует газета данные министерства сельского хозяйства. Страдает также банковский сектор и инвестиционная привлекательность Турции. Налоговое бремя предприятий и граждан растет, ведь надо содержать беженцев.
Где выход?
Когда Эрдоган и его Партия справедливости и развития (ПСР) пришла к власти в 2003 году, они укрепили экономику Турции и сделали ставку на улучшение отношений со всеми соседями. ПСР ограничила власть военных и пыталась найти мирное решение давней курдской проблемы. Турцию стали называть региональным лидером. К 2012 году Эрдоган мог уверенно заявить: "У нас есть светлое будущее".
Теперь этого будущего нет, оно разрушено безответственной внешней политикой, исламизацией страны и имперскими устремлениями турецкого лидера. Вместо уважения, Эрдоган надолго обеспечил для Турции статус авторитарной, недоговороспособной, нестабильной страны, втянутой в Гражданскую войну. Разве что военные Турции опомнятся? Как опомнились в Египте.