Такую картину можно видеть практически на любом пляже Турции: группа молодых женщин, откинувшихся на шезлонгах, загорает на солнышке, читая романы и покуривая, в то время как их спутники плескаются в море. И все же у женщин не увидишь ни кусочка голой плоти: они с ног до головы одеты в комбинезоны и платки. Несколько девушек прогуливаются мимо в бикини. Подросток вытаращил глаза.
Однако если другие женщины и заметили это, они не обратили внимания, констатирует сайт КМ.ру.
Курортная зона на побережье Анталии кажется не подходящим местом для столкновения культур. Вопрос о том, смогут ли эти два различных способа жизни сосуществовать, не навязываясь друг другу, является ключевым в Турции в настоящий момент.
В следующее воскресенье в стране пройдет голосование. Противники премьер-министра боятся, что правые религиозные консерваторы у руля его правящей партии будут подталкивать страну в сторону от светских традиций к все большей исламизации. Образованные либералы в городах типа Стамбула и Анкары смотрят искоса на сельских жителей, пришлых. По их мнению, такая религиозность выглядит шагом назад.
В гостинице «Бера Алания», которая располагается немного дальше от общественных пляжей, средний класс — религиозные консерваторы вместе со своими бумажниками - устанавливают правила. Большинство гостей приезжает из городов в Анталию, в то время как остальные — вообще турецкие экспатрианты, и они выбрали гостиницу по той причине, что в нем есть отдельный плавательный бассейн для женщин. В каждой комнате лежит Коран, циновки для молитвы и наклейки, указывающие, в какой стороне Мекка. В баре нет алкоголя.
«Это лучше для моей жены, потому что она — истинная мусульманка», — говорит Мустафа Экина, 43-летний продавец мебели из Роттердама, который остановился в гостинице со своей женой Нериай и их 13-летней дочерью.
Госпожа Экина, прекрасно выглядящая в изящной шелковой косынке, взяла с собой и бикини, и хасему - раздельный купальник, напоминающий костюм раковины с плотно прилегающим капюшоном. В магазине гостиницы можно найти такой всего за 120 турецких лир. Изготовители утверждают, что в таком костюме можно загореть через материал.
«У меня есть хасема, чтобы плавать в море, и бикини, чтобы плавать в бассейне для женщин, — говорит она. - Наша вера говорит, что наши тела могут видеть только мужья, а не каждый желающий».
Ее дочь совсем не уверена в этом. Отказавшись надевать закрытый костюм, она предпочла купаться в обычном купальнике.
«Мои дети не любят такие гостиницы, как эта, — говорит Экина. — Моя дочь — больше европейка. Она носит бикини. Когда она подрастет, она сможет выбрать. Я буду разговаривать с ней и рассказывать о моих верованиях. Но я никогда не буду говорить ей, что она должна их принять».
«У людей неправильное представление о религиозных консерваторах, — говорит ее супруг. — Мы истинные мусульмане, но мы не стремимся к террору или борьбе, мы просто хотим провести свой отпуск». Это точка зрения, которой придерживается правящая партия. Правительство говорит о том, что атеисты видят проблему там, где ее нет.
Сторонника той или иной точки зрения в политике легко определить по платкам на голове. Многие из жен сторонников правящей партии, включая жену премьер-министра, носят их. Тем не менее платки все еще запрещены во время официальных приемов и заседаний, согласно светской конституции Турции.
«Люди спрашивают, почему они стали видеть на улицах все больше женщин в платках? — говорит Эджемен Баджис, советник по внешней политике премьер-министра Эрдогана. — Отвечаю: в прошлом они стыдились выходить. Теперь они говорят, что жена премьер-министра носит платок, так почему они должны стыдиться? Я защищаю право женщины носить платок так же, как защищаю ее право носить мини-юбку. Мы — против правительства, которое будет говорить людям, как жить».