17–19 ноября в Баку прошел 11-й съезд организации Дружбы, братства и сотрудничества тюркоязычных стран и общин. Выступая на этом съезде, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выдвинул инициативу о создании политического союза тюркоязычных государств для координации усилий на важных внешнеполитических треках. Турция считает, что такими направлениями для союза могут быть Ирак и израильско-палестинская проблема.
По мнению турецкого премьера, отсутствие координации внешнеполитических практик тюркоязычных государств, которых объединяют общие историко-культурные ценности и гуманитарные связи, приводит к определенным издержкам. Представители стран, участвовавших в конгрессе, приняли предложение Эрдогана институционализировать ежегодно проходящие саммиты глав тюркоязычных государств, создав постоянный секретариат. Предполагается, что на основе этого секретариата, который скорее всего будет находиться в Стамбуле, могут быть созданы будущие полноценные структуры неформального объединения. Официальное открытие секретариата произойдет на саммите глав тюркоязычных государств, который состоится через два месяца.
Турецкие власти устами депутата Великого национального собрания от правящей Партии справедливости и развития Алааттина Буюкая предложили также создание по образу Европарламента 50-местного парламента тюркоязычных государств (также в Стамбуле). Предполагается, что количество мест каждой стране будет выделяться пропорционально количеству ее населения. Кроме того, на съезде обсуждались вопрос учреждения олимпийских игр тюркоязычных государств, а также создание единой телерадиовещательной компании. Турция также предлагала утвердить турецкий язык в качестве рабочего языка тюркоязычных организаций.
В работе съезда участвовали также президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент так называемой Турецкой Республики Северного Кипра Мехмет Али Талат.
Ранее идея о создании некоего политического союза предлагалась турецкими властями в сентябре 2006 года на 10-м съезде этой же организации в Анталье. Считается, что создание политического союза тюркоязычных государств является внешнеполитической мечтой Эрдогана. В связи с отсутствием на конгрессе в Баку представителей Туркменистана и Узбекистана, Эрдоган планирует в ближайшее время совершить визиты в эти страны для продвижения идеи предполагаемого объединения.
Турция планирует также до создания нового объединения выступить в качестве посредника в деле решения имеющихся противоречий между возможными членами этого объединения, в частности, по пограничным проблемам между Азербайджаном и Туркменией (на Каспийском море), Киргизией и Узбекистаном. Хотя, по мнению Турции, в основе этого проекта будет лежать не экономическое сотрудничество, экономика может стать важным фактором функционирования союза. Предполагается, что при создании новой организации будет использован опыт создания организации франкоязычных государств.
Как известно, Турция со времен распада Советского Союза пыталась сформировать под своим лидерством организацию, включающую тюркские государства Южного Кавказа и Центральной Азии. При этом упор делался на экономические и военно-политические факторы. Однако экономические сложности и внутриполитические проблемы в самой Турции привели к провалу этой стратегии. Фактически идея о создании тюркоязычной организации была дискредитирована.
Однако в связи с устойчивым экономическим ростом в стране на протяжении нескольких лет, а также консолидацией власти, Турция стала возвращаться к идее формирования политического союза. Немалую роль в этом процессе играют и внешнеполитические проблемы, связанные с актуализацией курдского фактора, проблемами на кипрском направлении, ухудшением отношений с США и Евросоюзом. Происходит международная изоляция Турции в отношении основных для нее проблем, в частности курдской и кипрской.
Турция, внешняя политика которой все больше завязывается на регионе Ближнего и Среднего Востока, точнее – его проблемах, пытается заинтересовать «тюркские государства» вовлечением в мировую политику, через крупнейшие проблемы – арабоизраильскую и иракскую. Хотя не совсем понятно, каким образом эти проблемы могут представлять какой-либо интерес для Азербайджана и стран Центральной Азии, кроме общерегиональной стабильности.
Нынешние турецкие власти считают, что во время президентства Ахмета Недждета Сезера отношения со странами постсоветской Центральной Азии были незаслуженно отодвинуты на задворки внешней политики. Анкара заявляет, что отношениям с этими государствами будет уделяться такое же внимание, как и при президенте Сулеймане Демиреле в середине 90-х годов. В настоящее время МИД Турции в спешном порядке готовит визиты президента страны Абдуллы Гюля, которого во время его недавней трехдневной поездки в Азербайджан сопровождала делегация численностью более 140 человек, в страны Центральной Азии. В начале декабря намечена поездка Гюля в Туркменистан, после чего намечены переговоры в Казахстане. После президентских выборов в Узбекистане турецкий президент предполагает посетить Ташкент.
Понимая отсутствие устойчивых экономических и военно-политических предпосылок объединения, Анкара пытается уговорить столицы тюркоязычных государств на создание механизмов координации внешней политики. Можно предположить, что основной целью этой организации будут попытки Турции придать хотя бы какую-то легитимацию своей позиции в отношении проблем Кипра и Иракского Курдистана. Тем не менее для некоторых государств создание подобной организации может представлять определенный интерес с точки зрения создания видимости внешнеполитических альтернатив.