Но даже сами турецкие эксперты признают, что этого мало – в начале сезона 2021 года в некоторые даты прилетало 160 рейсов в день. Насколько отстает российский турпоток на главный курорт Турцию от допандемийных объемов и сколько россиян может приехать в 2022 году?
Глава рабочей группы по туризму городского совета Антальи Реджеп Явуз сообщил, что количество рейсов из России на главный курорт Турции увеличилось более, чем вдвое по сравнению с маем.
Если в мае из России в Анталью совершалось в среднем около 25 рейсов в день (около 175 в неделю), то в первую неделю июня распределение было таково: 1 июня – 62 рейса, 2 и 3 июня – по 56 рейсов, 4 июня – 110 рейсов, 5 июня – 55 рейсов, на 6 июня – 53 и 7 июня - 60 рейсов из РФ. Общее количество рейсов за первую неделю июнь составило 452, на них прибыли более 100 тысяч россиян.
За первую неделю июня из России на 452 рейсах в Анталью прибыли более 100 тысяч российских туристов
Много это или мало? Можно сравнить с 2021 годом. Тогда высокий сезон для российского туризма начался позже обычного – из-за ковидного запрета полеты разрешили только с 22 июня. Уже в этот день в Анталье тогда приземлились 44 самолета из России, на которых прилетели 12 200 туристов.
Но уже в июле в Анталье в отдельные даты могли приземляться до 160 рейсов из России в день (не в неделю, а в день). Количество рейсов из РФ в Анталью в июле 2021 года перевалило за 3000 – полеты осуществлялись из 25 городов, а в Анталью в июле 2021 года в итоге приехали 700 тысяч россиян. То есть в неделю прибывали 175 тыс. туристов – на 43% больше, чем прибывает в Анталью сейчас.
Судя по объемам прибытий россиян в Анталью в начале июня, за июнь 2022 года в Анталью (с учетом некоторого нарастания количества рейсов к концу месяца) может прибыть на отдых около 500 тысяч туристов из РФ.
500 тысяч туристов в Анталье в июне 2022 года – это на 28% меньше, чем в июле (первом полном месяце сезона) 2021 года (700 тыс.) и на 42% меньше, чем в июне допандемийного 2019 года (тогда в Анталью приехали 863 тыс. россиян).
И это, по видимому, уже близко к предельным значениям турпотока из России, который Турция может "выжать" с учетом того, что турецким перевозчикам согласовали 450 рейсов в неделю как максимум.
А они занимают сейчас порядка 90% всех перевозок на маршрутах в Анталью: российские самолеты чартерных авиакомпаний в подавляющем большинстве не могут сейчас летать в Турцию из-за рисков задержания по требованию лизингодателей.
Отметим (специально для СМИ): падение турпотока в Анталью ни в коей мере не может означать, что "россияне расхотели отдыхать в Турции". Как раз дело обстоит ровно наоборот. Спрос на Турцию поистине огромен: на фоне почти тотально закрывшихся других пляжных стран Турция этим летом осталась вообще единственным массовым зарубежным направлением.
Наблюдаемое падение турпотока в Турцию и Анталью в частности – исключительно следствие дефицита самолетов и сужения географии вылетов из-за "авиасанкций" западных стран. А вовсе не мнимого "снижения спроса". Снижения нет.
В июне 2022 года на курорты Турции в интересах шести туроператоров (чартеры или блочная перевозка) летают прямые рейсы 8 российских и турецких авиакомпаний из 17 городов России. В основном это "псевдочартеры" Turkish Airlines, которые делят между собой туроператоры.
Для сравнения: в летнем сезоне 2019 года в интересах семи ведущих туроператоров 18 российских и зарубежных авиакомпаний выполняли "чистые" чартерные рейсы из 46 городов России.
Таким образом, уже сама география вылетов в Турцию этим летом сократилась (по количеству пунктов вылета) в 2,7 раза по сравнению с допандемийными временами. Что касается объемов перевозки, то, по оценкам экспертов, сейчас она примерно на уровне 55% от допандемийных показетелей.
Выросший из-за закрытия других направлений спрос, одновременно сократившаяся перевозка создают ситуацию, когда отдых в Турции оказывается рыночно классически "дефицитным" товаром. Ажиотажа добавляют и опасения многих потребителей, что из-за непредсказуемой геополитической ситуации в мире и эта возможность отдыха на теплом море может быть упущена, если не поторопиться с покупкой.
Никакие "высокие цены" (вопреки стереотипам) при такой ситуации "классического дефицита" на продажи туров в Турцию практически уже не влияют: покупают по любым.
Об этом свидетельствуют например, данные "Интуриста": из его блоков мест на Turkish Airlines раскуплены почти все места на всех рейсах до 21 июля (на некоторых остается по 5-10 мест). Это вовсе не феномен: похожая картина у многих других туроператоров.
Очевидно, что в ситуации, когда отдых в Турции – "дефицитный товар", цены на турпакеты падать не могут. Для снижения цен нужно больше самолетов, чтобы удовлетворить спрос, который существенно превышает предложение. Особенно – спрос из регионов, откуда очень мало рейсов.
Из-за санкций против российских самолетов и сокращения количества рейсов весной за первые пять месяцев 2022 года в Анталью прибыли всего 367,8 тыс. россиян, что на 70,6% меньше аналогичного показателя 2019 года. С учетом того, что в этом году все эксперты дружно прогнозировали восстановление российского турпотока до доковидных значений, Анталья уже потеряла почти 0,9 млн туристов.
Если принять, что в Анталью, с учетом немногих безрисковых бортов российских авиакомпаний все пять месяцев оставшегося летнего сезона (июнь-октябрь) будут летать (максимально) примерно по 500 рейсов в неделю (скажем, 450 турецких и 50 российских), то они перевезут порядка 2,5 млн туристов в Анталью за этот период. Соответственно, в 2022 году в Анталье может отдохнуть около 2,9 – 3 миллионов россиян - если перевозка в Турцию не увеличится и не уменьшится.
Такой показатель для Антальи будет на 45% меньше, чем в 2019 году (тогда приехали свыше 5,5 млн туристов из РФ) и даже на 17% меньше, чем в "ковидном" 2021 году.
Очевидно, что решение вопроса о восстановлении турпотока до уровня 2019 года может решаться только политиками: для того, чтобы Анталья в частности и Турция в целом получили в 2022 году тех российских туристов, которые хотят и могут (финансово) отдыхать в этой стране, политики должны договориться о начале полетов в Турцию российских чартерных авиакомпаний.
Но для этого турецким политикам нужно дать гарантии незадержания наших лизинговых бортов, то есть закрыть глаза на американские и европейские санкции. Будет ли найдена такая договоренность – зависит только от политиков. Рынок уже сделал свое, но его усилий не хватает: российские туристы – дефицит в Анталье, а отдых в Анталье – дефицит в России.