Отельеры курортов Эгейского побережья Турции предложили установить "базовые тарифы" на проживание в отелях, подобно тому, как это делают авиакомпании. Возможна ли на практике реализация данной инициативы.
ПО ЕГИПЕТСКОМУ СЦЕНАРИЮ
Курс на привлечение качественных туристов и рост доходов туристического сектора заставляет отельеров Турции искать новые, подчас неожиданные, возможности для повышения прибыльности своего сектора. В Турции решили пойти по египетскому сценарию и предложили государству стать регулятором политики ценообразования местных отелей. С идей ввести на отельном рынке базовые тарифы на проживание, в зависимости от региона и сезона, ниже которых отели просто не могут выставить свою цену, выступил Тунч Батум, вице-президент Южно-Эгейской ассоциации туристических отельеров (GETOB).
По мнению бизнесмена, Турции пора избавиться "от дешевого туризма", когда в погоне за сиюминутной выручкой какой-то из отелей может снизить цену, что может вызвать "эффект домино" на рынке. В качестве примера г-н Батум приводит пример Белека, где в марте средняя цена за сутки проживания в отеле 5* составляет около 60 евро.
"Когда какой-то отель продает комнату за 50 евро, другие отели этого же сегмента также вынуждены снижать цену. Кроме того, свое ценовое предложение корректируют и отели более низких категорий, чтобы оставаться конкурентоспособными", - пояснил представитель GETOB.
ЦЕНЫ В ОТЕЛЯХ – ПО ПРИНЦИПУ АВИАТАРИФОВ
По его мнению, чтобы избежать такого ценового перекоса и не идти на уступки иностранным туроператорам, на отельном рынке необходимо ввести понятие базовой или минимальной цены или тарифа, подобно тому, как это делают авиакомпании, учитывая факторы сезонности, средней загрузки рейсов и конкуренцию на маршруте.
При этом следить за соблюдением ценового паритета, как считают в GETOB, должно государство в лице министерства туризма. Именно отраслевому ведомству на основе мониторинга рыночных цен предлагается установить специальную базовую цену для каждого региона и каждого месяца. Кроме того, вопрос цены, "облаченный" в государственную политику, как полагают в GETOB, поможет отельерам более решительнее повышать цены. При такой политике соблюдения тарифов, считают отельеры, через 2-3 года Турция получит того самого туриста, который будет оставлять в стране не менее тысячи долларов США.
GETOB отправила свое предложение в министерство туризма. Пока реакция туристических чиновников не известна: инициатива изучается. По информации турецкой прессы, идея базовых тарифов, однако, не вызвала восторга у инвесторов и собственников отелей, которые считают, что подобное регулирование противоречит международной конкуренции.
ЭКСПЕРТЫ ОЦЕНИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ БАЗОВЫХ ТАРИФОВ В ТУРЕЦКИХ ОТЕЛЯХ
Представители крупных турецких принимающих компаний, с которыми пообщался "Вестник АТОР", также скептично оценили идею "базовых тарифов" в отелях. По их мнению, такой формат вряд ли возможно реализовать на практике – хотя бы из-за действующих в стране законов о конкуренции, а также потому, что туризм как вид бизнеса не очень устойчив. Если случится какое-то ЧП в стране, и турпоток упадет, восстановить спрос можно будет только через снижение цен, говорят они. Турция уже проходила подобное в 2016 году, когда цены в сравнении с уровнем 2014-2015 года упали на 35-40%.
"В этой ситуации каждый будет сам за себя, и не будет равняться на рынок. Каждый отельер будет стремиться загрузить свой отель и отбить свои инвестиции, а значит, он непременно будет играть с ценой", - говорит один из представителей турецкой стороны.
Сомневаются в том, что турецкие отельеры согласятся на цены по единому тарифу, и российские туроператоры. Как поясняют эксперты в неофициальных беседах, по практике и большому выбору отелей видно, что реальная звездность отелей Турции в одной и той же формальной категории может существенно различаться.
Например, под категорию 5* попадают как отели с малой территорией, работающие на "все включено", так и отели, ориентированные на VIP-сегмент, предлагающие уже совсем другую концепцию отдыха и по более высокой цене. Поэтому для того, чтобы установить в отелях Турции базовую цену, обусловленную их звездностью, для начала нужно заново оценить и классифицировать все объекты размещения, чтобы установить соответствующую звездность в каждом. Это достаточно сложно – в одной Анталье работает порядка 5-6 тысяч объектов размещения.
"В будущем введение базовых тарифов возможно, но, как минимум, должно пройти не менее двух сезонов, чтобы данное предложение смогло дать желаемые результаты. Рост цен на рынке – вполне уже стабильное ежегодное явление в туристическом бизнесе, которое выражается как в увеличении стоимости авиабилетов, так и услуг в разных странах. Ввиду этого партнеры и предоставляют туроператорам всевозможные спецпредложения, акции и хорошие скидки на этапе раннего бронирования, чтобы эти скидки компенсировали отчасти ежегодное повышение цен", - заявили представители одного из туроператоров.