С января 2019 года министерство транспорта Турции внедрило онлайн-систему U-ETDS, которая уберет с рынка перевозки туристов нелицензированных "частников". "Вестник АТОР" выяснил, что наибольшие проблемы возникнут у любителей самостоятельного организовывать свои поездки в Турцию, зато от нововведения выиграют туроператоры.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ Как сообщают турецкие СМИ, для борьбы с нелегальным перевозками пассажиров в Турции, министерство транспорта страны разработало и внедрило со 2 января 2019 года государственную онлайн-систему U-ETDS, обязательную к использованию всеми транспортными средствами, которые перевозят иностранных туристов. Доступ к ней получат только те турецкие транспортные фирмы которые имеют лицензию D-2 (лицензия для перевозки пассажиров).
Транспортной компании в систему теперь надо будет занести за 1 час до начала трансфера следующую информацию о пассажире:
1. Имя и фамилия туриста 2. Номер паспорта 3. Номер места пассажира 4. Номер рейса, которым прилетел турист 5. Куда или в какой отель он едет 6. Имя водителя 7. Имя трансферного гида 8. Место выезда транспорта 9. Место окончание трансфера
Система обновляется каждый час и настроена так, что заявленный пассажиров должен соответствовать на 100% составу пассажиров в транспорте.
При несоответствии информации хотя бы по одному из девяти пунктов, компании-перевозчику теперь грозит штраф, эквивалентный 8 тысяч долларов США. За повторное нарушение перевозчик штрафуется на сумму в 3 раза больше, на третий раз у него отбирают лицензию на 1 год.
КАК НОВОВВЕДЕНИЕ ОТРАЗИТСЯ НА ТУРОПЕРАТОРАХ И ОРГАНИЗОВАННЫХ ТУРИСТАХ Как рассказали "Вестнику АТОР" представители турецкого турбизнеса, у операторов не должно возникнуть особых проблем с новой системой. Информацию они передают транспортной компании и она заносит информацию в государственную систему U-ETDS. Российские туроператоры работают с крупными и "белыми" турецкими принимающими компаниями, поэтому предполагается, что данное нововведение, скорее всего, не отразится ни на цене, ни на бизнес-процессах приема и отправки туристов.
Тем не менее, новая система должна дисциплинировать туристов: их будут сажать в автобус строго по списку, поданному в систему, и для опоздавших к своему трансферу может возникнуть больше проблем, чем это было раньше.
Если до этого туроператор мог посадить опоздавшего пассажира в другой или в следующий автобус, который едет в нужный отель, то теперь это будет сделать сложно. Туристам придется ждать минимум час, чтобы сотрудники смогли заново занести информацию опоздавшего туриста в систему и только после этого отправить его в отель.
ЭКСКУРСИИ ОТ ТУРОПЕРАТОРОВ СТАНУТ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ Нововведение также может принести и другую пользу туроператорам. По пока не уточненным данным, нововведение коснется всех туристических перевозок, в том числе и экскурсионных.
Таким образом, предполагают опрошенные эксперты, экскурсии, купленные "на улице" в Турции уже не смогут быть существенно выгоднее по цене, чем у туроператоров: высокие размеры штрафов подтолкнут многие компании к обелению, к получению лицензии и работе в системе, что, безусловно, отразится на ценах.
Кроме того, гарантированная работа туроператорских транспортных средств в системе U-ETDS дает им преимущество в глазах клиентах: здесь они точно не рискуют быть высаженными из машины, как это может произойти в случае дешевого "уличного" трансфера.
ЧТО ДЕЛАТЬ ТУРАГЕНТАМ Турагентам, которые заказывают трансфер для своих туристов самостоятельно, теперь необходимо в обязательном порядке запрашивать лицензию D-2 у транспортной компании, с которой они сотрудничают.
"Если такой лицензии у встречающего транспорта нет, то при остановке дорожной полицией туристов высаживают из автомобиля (им придется добирастья либо на такси, либо агенту вызывать им новый транспорт с лицензией). Если лицензия есть, но данные в систему U-ETDS данные не занесены, владельца транспорта штрафуют в первый раз на 8 тыс. долларов", - говорит источник.
У САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТУРИСТОВ В ТУРЦИИ БУДУТ ПРОБЛЕМЫ Основная задача внедрения новой системы – убрать "частников-нелегалов" и обеспечить перемещение туристов только лицензированными компаниями.
Таким образом, тем туристам, которые предпочитают не обращаться в агентства и заказывать трансфер у частных лиц в социальных сетях или через другие онлайн-сервисы, теперь будет тяжело найти дешевый трансфер от аэропортов Турции. Воспользовавшись случаем, официальные таксисты в аэропортах уже подняли цены на 15-20%.
Источники в Турции говорят, что в сезон возможны сотни случаев, когда у таких туристов не получится добраться на заказанных через соцсети машинах. Лицензированные таксисты и перевозчики будут следить за встречающими в аэропорту и сообщать в полицию о пытающихся подработать "частниках".
При этом, говорит источник, турецкая полиция не будет принимать в оправдание объяснения о том, что пассажиры являются их "друзьями" или "родственниками": будет иметь значение только загранпаспорт, билет и наличие данных пассажира в системе.