"Самый большой, самый умный, самый безопасный": в Стамбуле открыли третий по счету аэропорт, который будет обслуживать 200 млн пассажиров в год. Для сравнения: это в 4 раза больше, чем пассажиропоток аэропорта Дубая и в 5 раз больше, чем в Шереметьево.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ АЭРОПОРТ МИРА
Новый аэропорт станет уже третьим в Стамбуле, после Ататюрка и Сабихи Гекчен. Он располагается к северо-западу от центра Стамбула, в направлении побережья Черного моря, на европейской стороне турецкой столицы.
Подготовка к строительству нового аэропорта началась в 2013 году. Тендер на строительство аэропорта выиграл консорциум компаний с предложением на сумму 26,14 млрд евро. На реализацию первого этапа строительства аэропорта было выделено 6 млрд евро. Строительство продолжалось четыре года, было задействовано 10 тысяч рабочих, около 250 турецких и зарубежных архитекторов и более 500 инженеров. Общая площадь территории аэропорта составляет 76,5 млн кв. м.
На первом этапе аэропорт будет обслуживать около 90 млн пассажиров; для приема и отправки рейсов будет задействовано две взлетно-посадочные полосы.
К 2023 году, когда будут завершены основные фазы строительства, аэропорт получит шесть взлетно-посадочных полос, благодаря чему сможет обслуживать все типы воздушных судов, включая широкофюзеляжные Boing 737-800 и Airbus A380. Здесь будет 4 терминала, стоянка на 500 воздушных судов, открытая и закрытая парковки на 70 тыс. автомобилей.
Пропускная максимальная мощность нового аэропорта Стамбула составит 200 млн пассажиров в год. Это больше, чем пассажиропоток всех аэропортов России за 2017 год (180 млн человек) и в два раза больше трафика крупнейшего в мире аэропорта Хартсфилд-Джексон (Атланта), где в 2017 году обслужили 103 млн человек.
Стамбульский аэропорт установил еще несколько рекордов: его диспетчерская вышка является самой высокой из такого типа зданий в мире, а ее архитектурная форма – в виде тюльпана, национального цветка Турции – не имеет аналогов, за что этот проект и получил престижную премию в области архитектуры в 2016 году. Суммарная площадь кровли аэропорта сопоставима с 58 футбольными полями (461 000 кв. м).
ИНФРАСТРУКТУРА И СЕРВИСЫ
На территории в 53 тыс. кв. м разместятся 6 магазинов duty free, в том числе на площади в 6 500 кв. м будут функционировать роскошные бутики, в то время как 3 000 кв. м займут магазины с аутентичными турецкими продуктами питания и товарами.
Для удобства пассажиров – отель на 442 номера, 21 тысяча кресел в залах для отдыха, 640 лифтов и эскалаторов, 8 671 дверей, 239 туалетов, более 500 стоек регистрации на рейс, 228 кабин паспортного контроля, 77 выходов на посадку.
Протяженность багажной системы составит 42 км, скорость обработки багажа – 30 000 шт./час. Будет реализована новая технология, которая позволит исключить потерю багажа. Каждая единица багажа благодаря RFID-меткам будет транспортирована отдельно, и ее местоположение можно будет отслеживать на каждом этапе в специальном приложении.
В общей сложности в аэропорту будет работать 225 000 сотрудников.
КАК ДОБРАТЬСЯ
Самая большая проблема нового аэропорта – это транспортная доступность. На первом этапе добраться сюда из Стамбула можно только на такси и автобусе. 150 автобусов уже работают на линии из делового центра Стамбула.
Но турки известны тем, что строят быстро. Так что сегодня интенсивно ведется строительство ветки метро Gayrettepe – Yeni, которая за 25 минут домчит от аэропорта до центра. По планам, метро придет в новый аэропорт к началу 2021 года.
СВЯЗЬ И ТЕХНОЛОГИИ
Конечно, столь мощному транспортному хабу нужно соответствующее технологическое оборудование. Для этого будут работать три data-центра, 3 267 мониторов, с помощью которых авиадиспетчеры будут следить за отправкой и приемом рейсов.
Протяженность оптоволоконного кабеля – 1 700 км, что соответствует расстоянию между Стамбулом и Москвой. Как ожидается, быстрым доступом в интернет в новом аэропорту одновременно смогут воспользоваться 55 тысяч человек.
БЕЗОПАСНОСТЬ
За безопасность в аэропорту будет отвечать 3 500 охранников и более 9 000 смарт-камер наблюдения. Установлены все самые современные "умные" технологии сканирования для обнаружения взрывчатых и других опасных веществ. В перспективе будет запущена интеллектуальная система распознавания лиц.
КОГДА ЗАРАБОТАЕТ В ПОЛНУЮ СИЛУ
Основной авиакомпанией, которая будет обслуживаться в новом аэропорту, станет Turkish Airlines. Именно национальный перевозчик совершил первый рейс по маршруту Стамбул – Анкара 31 октября. На первом этапе, начиная с ноября, Turkish Airlines будет выполнять 5 рейсов в день: в Анкару, Анталью, Измир, на Северный Кипр и Баку (Азербайджан). Первый международный рейс из нового аэропорта, из Стамбула в аэропорт Северного Кипра, состоялся вчера, 1 ноября.
С 30 на 31 декабря 2018 года планируется полный перевод всех полетов из аэропорта Ататюрк в новый аэропорт Стамбула. В частности, будут перемещены 14 000 наземных транспортных средств, на что потребуется 45 часов. Когда же, наконец, переход будет завершен, новый аэропорт навсегда получит международный код IST и станет главным аэропортом Стамбула.
После этого главный на сегодняшний день международный аэропорт Стамбула, названный в честь основателя Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, будет закрыт. На данный момент он обслуживает 64 млн человек в год.
Расположенный в азиатской части города аэропорт Сабиха Гекчен с пассажиропотоком в 31 млн человек в год останется открытым.
По планам, полноценное международное авиасообщение нового аэропорта Стамбула с Западной Европой, Ближним Востоком, странами СНГ и Россией стартует уже с летнего расписания 2019 года.
Как ожидается, до конца 2019 года новый аэропорт Стамбула будет обслуживать около 2 000 рейсов в день по 350 направлениям, по которым будут летать 250 авиакомпаний.