Региональные туроператоры, которые занимаются продажей туров на Алтай, неоднозначно оценивают итоги прошедшего летнего сезона. В лучшем случае спрос остался на уровне прошлого года, а у многих просел, и значительно. Но есть и те, кто оценивает сезон как один из лучших за последние несколько лет.
Такой разброс мнений специалисты связывают с тем, что продажи все больше зависят от того, насколько создатели продуктов и услуг ориентируются в современных трендах продвижения и улавливают меняющиеся потребности аудитории.
Но есть и общие тенденции. Например, представители операторских компаний, работающих в Алтайском крае, считают, что на спрос сильно повлияла вернувшаяся на рынок Турция.
Собеседники RATA-news отметили, что плохо набирались групповые туры. Среди турбаз и гостиниц в первую очередь продавались самые дорогие – в этой нише спрос даже превышает предложение, а также самые экономные варианты. Просели продажи объектов в средней ценовой категории, представленной на Алтае наиболее широко: за исключением некоторых выходных дней места в туркомплексах всегда были. При этом некоторые эксперты высказывали неудовлетворенность сезоном даже не потому, что продажи упали, а потому, что не удалось достигнуть прироста, которого они ожидали после прошлогоднего всплеска внутреннего туризма.
"Из-за возвращения Турции многие туристы решили ехать на море, поэтому казалось, что интерес к Алтаю упал. Но вообще базы загружались активно, в некоторые популярные даты и выходные дни возникал даже дефицит мест, но ажиотажа не было, – рассказала директор компании "Охота" Наталья Белоусова. – А в результате подведения итогов стало ясно, что результаты продаж примерно такие же, как в прошлом году". В "Охоте" отметили, что по сравнению с прошлым годом убавилось чисто туристов из европейской части страны и иностранцев, сохранить объемы удалось за счет клиентов из сибирских регионов, которые традиционно самые частые гости Алтая.
Большинство экспертов, напротив, зафиксировали рост и со стороны туристов из удаленных от Сибири регионов, а также из-за рубежа, в первую очередь – из Азии. "Заявок от иностранцев у нас было примерно на 15% больше, чем в прошлые годы", – отметила директор компании "Алтайтурист" Наталья Гордеева. Директор алтайской операторской компании "Арго" Ирина Слесарева рассказала RATA-news, что они впервые приняли китайских туристов и остались довольны, теперь планируют уделять больше внимания приему иностранцев.
Среди других позитивных тенденций – удлинение активной фазы летнего сезона вплоть до конца сентября. Любопытно, что отток туристов в "самостоятельное плавание" на Алтае касается в большей степени тех клиентов, которые хотят купить только проживание: отели и турбазы охотно рекламируются в соцсетях и размещают на своих сайтах формы для онлайн-бронирования. А в турфирмах отмечают прирост индивидуальных туристов, которые хотят, чтобы именно под них профессионалы составили маршрут.
"У нас в компании просели только продажи групповых сборных туров и бронирование размещения на туркомплексах, – прокомментировал директор компании "Плот" Александр Смирнов. – Зато выросли активные, индивидуальные и вип-программы. Впервые мы провели фототуры, и интерес к ним был очень большой. Лучше стала статистика по иностранным туристам – больше было групп из Китая и Турции. Впервые приняли гостей из Словакии".
Операторы Новосибирской области, которая считается одним из основных поставщиков туристов на Алтай, по итогам лета фиксируют спад. "Мы отметили снижение продаж на 15%, – сказала RATA-news директор новосибирской компании "Сибирь-Алтай" Юлия Володина. – Связываем это с общей экономической ситуацией. Как житель Новосибирска скажу, что такого количества людей, которые решили остаться в городе на лето, я не видела никогда".
Директор новосибирской операторской компании "Олимпия-Райзен-Сибирь" Виктор Данн оценивает падение продаж Алтая в 20%. "Местные операторы, конечно, видят картину лучше, но факт остается фактом: с ухудшением экономической ситуации и с открытием Турции продажи внутреннего продукта ощутимо упали".
Руководитель Ассоциации туристских организаций Республики Алтай, владелец туркомплекса "Манжерок" Сергей Зяблицкий отметил, что поток из дальних регионов – Урала и центральной части России – этим летом вырос. "Последние четыре года мы активно занимаемся продвижением своего продукта в Екатеринбурге, Казани, Уфе и других городах, привлекаем к сотрудничеству местных агентов и операторов. Стратегия продвижения и для компаний и для объектов размещения становится все важнее. Борьба за клиента обострилась, и проигрывают те объекты, которые все еще рассчитывают на стихийную загрузку "с дороги". Мы, по ощущениям, остались на уровне прошлого года, и это хорошо. Окончательный итог подведем в октябре".