С апреля 2018 года все рейсы, вылетающие из аэропортов Швеции, облагаются экологическим налогом. Эксперты считают, что этот шаг может положить начало изменению сети авиамаршрутов в Северной Европе.
По информации шведского правительства, новый сбор призван "уменьшить влияние воздушных перевозок на климат". Министр Швеции по вопросам климата Изабелла Ловин назвала в качестве причины введения нового налога "резкое увеличение объема авиаперевозок". Отучать шведов пользоваться авиатранспортом решили финансово, не приняв в качестве альтернативы идею обязать компании применять больше биотоплива.
Шведский "эконалог" будет взиматься со всех пассажиров, кроме детей до двух лет, экипажей самолетов, пассажиров, которые останавливаются на территории Швеции, не меняя самолетов, а в некоторых случаях — и транзитных пассажиров. Сбор включается в стоимость всех билетов и зависит от длины маршрута. Так, с пассажира, следующего внутренними рейсами и рейсами в ЕС, налог составит 6 евро (60 крон), а с путешественника, отправляющего на расстояние более 6000 км – уже 39 евро (около 400 шведских крон).
Как считают наблюдатели, из стран Скандинавии в выигрыше от решения шведов окажется Дания, которая может перетянуть на себя часть авиатрафика из соседней страны
По мнению авиаперевозчиков, новшество повлияет на жизнь миллионов обычных шведов и других европейцев, лишив их экономичной перевозки и ряда востребованных маршрутов.
Так авиакомпания SAS уже пообещала перенести свои дальнемагистральные рейсы (с них размер налога составит по 39 евро) из Стокгольма в Копенгаген. Из-за нового налога, который грозит снижением объема пассажирских перевозок в Швеции, SAS может потерять 13 млн евро.
Как считают наблюдатели, из стран Скандинавии в выигрыше от решения шведов окажется Дания, которая может перетянуть на себя часть авиатрафика из соседней страны. В Норвегии уже действует налог, аналогичный шведскому.
Дания сама взимала с пассажиров авиационный налог с конца 1990-х годов и до 2007 года, однако затем этот сбор был отменен – по причине негативного влияния на экономику.