Снижение интереса организованных туристов к России вынуждает туроператоров и отельеров корректировать заявленные цены и объемы продаж. По оценкам участников рынка, до 30% туров на внутренние курорты сейчас продаются по себестоимости, а общий объем предложения по итогам сезона сократится на 20%.
Продолжающееся резкое снижение спроса на внутренние направления вынудило туроператоров скорректировать свои летние программы. В среднем крупные участники рынка реализуют этим летом на 20% меньше туров по внутренним направлениям, чем годом ранее. По словам представителя компании "Библио Глобус" Игоря Антонова, многие туроператоры уже приняли решение о сокращении или полном сворачивании своих программ по России на фоне низкого спроса. "Но в нашем случае речь идет пока только о снижении себестоимости: в управлении компании находятся отели, мы в любом случае будем их заполнять",– объясняет он. В TUI "Коммерсанту" пояснили, что компания не планирует сокращать долю внутренних туров в общей структуре предложения, но речь может пойти о "балансировке направлений".
Гендиректор туроператора "Дельфин" Сергей Ромашкин указывает, что в среднем спрос на российские курорты в этом году сократился на 25%. По его словам, сейчас реализовано 70% пакетов из летней программы, годом ранее это произошло на месяц раньше.
"Изначально мы связывали падение с плохой погодой, но сейчас очевидно, что речь идет об экономических факторах: возможно, некоторые туристы приняли решение в этом году в принципе воздержаться от летнего отдыха", – рассуждает г-н Ромашкин. По его словам, низкий спрос значительно скорректировал цены: 20-30% туров сейчас продаются по себестоимости. "В некоторых случаях мы вынуждены сокращать цены за счет собственной комиссии в размере 15-20%, которую получаем от отелей", – объясняет Сергей Ромашкин. Он обращает внимание также на появление на рынке первых случаев демпинга, которые раньше были характерны лишь для выездного сегмента.
Снижение цен отмечают и другие участники рынка. Директор по продажам НТК "Интурист" Сергей Толчин рассказывает, что с начала лета стоимость размещения в некоторых отелях снизилась на 10-30%. "Перед сезоном гостиницы предлагали цены на 10-15% выше прошлогодних, сейчас это полностью сошло на нет, в некоторых случаях мы отмечаем падение уже в сравнении с прошлым сезоном", – объясняет он. Г-н Толчин называет этот процесс закономерным: рынок приврдит к балансу тарифы, которые ранее были завышены. Игорь Антонов связывает падение цен на внутренние туры с возвращением на массовый рынок Турции. "За счет субсидирования перелетов местными властями стоимость путевки исходно была значительно ниже, чем на внутренних направлениях", – объясняет он.
Тенденцию к снижению цен подтверждают турагенты. По расчетам сооснователя Level.Travel Эллина Толстова, за год средний чек на покупку внутренних туров снизился на 30%, до 31 тыс. руб. Интерес к России последовательно сокращался все лето: если в начале июня на страну приходилось 24% продаж компании, то к середине июля этот показатель сократился до 13%. По информации Центра бронирования объединенной сети ТБГ и "Горячие туры", за год доля России в структуре продаж снизилась с 20% до 10%. Похожие цифры у Travelata.ru: доля направления снизилась с 22% до 12%, средний чек – на 20%, до 41,4 тыс. руб.