Цены на авиабилеты в начале 2019 года вырастут минимум на 5-7%, прогнозируют опрошенные "Известиями" билетные агрегаторы.
Подорожание перелетов, запланированных в I квартале, по отдельным зарубежным направлениям уже достигло 25%, хотя и внутренние авиарейсы в январе-марте станут дороже на 5-21%. Всему виной - возросшая цена авиакеросина и нестабильность рубля, полагают эксперты. Если топливо продолжит дорожать, цены вырастут еще: в структуре затрат перевозчиков закупка авиакеросина занимает от 25 до 40%.
Недоступная экзотика
Крупнейшие онлайн-сервисы по поиску и бронированию авиабилетов, опрошенные "Известиями", зафиксировали увеличение средних цен (с вылетом в январе-марте 2019 года) в диапазоне от 4 до 25% к аналогичному периоду 2018 года.
В Momondo утверждают, что средний чек в I квартале поднимется на 16%, в основном - за счет зарубежных рейсов. По данным "Туту.ру", полеты за рубеж "туда-обратно" на первый квартал подорожали примерно на 4% - в среднем до 24,8 тыс. рублей. Представители других агрегаторов говорят о более динамичном росте: в OneTwoTrip насчитали повышение на 9%, в Biletix - на 25%.
На перелеты по России средний чек тоже подрос - по данным "Туту.ру", на 5%, до 15,7 тыс. рублей. В OneTwoTrip отмечают удорожание более чем на 13%, в Biletix - на 19%.
Внутри России сильнее всего увеличивались цены на январь-март на южных направлениях, сообщили в "Туту.ру", Biletix и Aviasales. Так, по данным "Туту.ру", стоимость перелетов из Москвы в Сочи выросла на 8%, в Краснодар - на 19%, Ростов-на-Дону - на 18%.
Из зарубежных маршрутов сильнее всего, по данным сервиса, подорожали перелеты в Кишинев (+44%), Минск (+43%), Баку (+16%) и Тель-Авив (+14%). Любителям пляжного отдыха на Бали, Гоа и Пхукете в I квартале 2019 года придется заплатить за дорогу больше, чем в тот же период 2018-го: билеты прибавили в цене 25%, 15% и 19% соответственно, приводят данные в Momondo.
На фоне роста стоимости перелетов количество проданных через Biletix билетов уменьшилось на 10%, рассказал "Известиям" гендиректор сервиса Игорь Константинов. Аналитик "Купибилет" Андрей Лукашевич тоже говорит о снижении продаж, но связывает это с сокращением их глубины "на десятки процентов". Россияне стали покупать меньше билетов задолго до вылета и все чаще бронируют их максимум в пределах двух недель, утверждает он.
С оглядкой на лоукостеры
Авиакомпании отмечают вынужденность повышения тарифов.
- Объективная оценка показывает, что для компенсации роста себестоимости тариф необходимо увеличивать, - пояснил "Известиям" представитель S7, указав, что пока у авиакомпании нет планов по росту тарифов в 2019 году.
UTair прилагает все усилия, чтобы билеты в 2019 году были такими же доступными по цене, как и в 2018-м, заявил "Известиям" президент "Utair - Пассажирские авиалинии" Павел Пермяков.
В целом, если серьезных потрясений не будет, ситуация должна выровняться: темпы роста цен в 2019-м останутся на уровне 2018 года - в пределах 5%, полагают в "Туту.ру". В Aviasales прогнозируют сохранение цен на перелеты в пределах страны на уровне 2018 года, по зарубежным же направлениям они прибавят 5-7%.
Сдерживать цены на внутренние направления будет, в частности, расширение маршрутной сети лоукостеров, считает директор авианаправления OneTwoTrip Леонид Рябоштан. На новом маршруте они способны сбить цену на 10-15%. По данным Biletix, доля продаж лоукостовых тарифов ежегодно растет на 3-5%, и по внутренним направлениям уже превосходит 20%.
На сегодняшний день растет даже не тариф, а включенные в стоимость билета сборы (расходы на топливо и обслуживание в аэропорту), указал Леонид Рябоштан. В январе-ноябре 2018 года, по подсчетам OneTwoTrip, средний тариф авиакомпаний вырос к аналогичному периоду 2017 года на 2,2%, тогда как средний размер сборов - на 13,5%. Если авиакеросин продолжит дорожать, тенденция продолжится: в структуре затрат перевозчиков закупка топлива занимает от 25 до 40%.
Керосиновые издержки
Рост цен на авиакеросин эксперты называют главной причиной удорожания авиабилетов. 2018-й год заканчивается тревожной тенденцией: цены на авиатопливо не снижаются, несмотря на падение цен на нефть, отметил Павел Пермяков.
Средняя стоимость тонны авиакеросина ТС-1, по данным Росавиации, выросла за 11 месяцев 2018 года на 9,7% до 53,97 тыс. рублей. Минтранс предлагал частично компенсировать авиакомпаниям этот рост, на что запрашивал 22,5 млрд рублей из бюджета, но вопрос пока не решен.
Ситуация уже на грани, сказал "Известиям" президент ТПП Сергей Катырин.
- С ноября 2015-го по ноябрь 2018 года средневзвешенная цена авиационного керосина росла темпами, более чем в три раза превышающими инфляцию, - отметил он.
По словам эксперта, пока большинство авиакомпаний переходит от стратегии развития к стратегии выживания. В целом перевозчики закончат 2018 год с общим убытком по операционной деятельности в размере 37-39 млрд рублей, добавил он.
Расходы авиакомпаний увеличиваются и из-за роста платы за обслуживание в аэропортах, сообщил "Известиям" главный эксперт института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов.
Тарифная нагрузка на одного пассажира в Шереметьево с подписанием 25 декабря концессионного соглашения о передаче аэропорту аэродромной инфраструктуры должна вырасти на 100 рублей, ссылался Минтранс на расчеты специалистов. Внуково повышает в 2019 году для российских авиакомпаний в среднем на 5% сборы за взлет-посадку, обеспечение авиабезопасности, а также предоставление аэровокзального комплекса. Домодедово с 1 января увеличит на уровень роста НДС (с 18 до 20%) тарифы и сборы, которые этим налогом облагаются, следует из информации на сайтах аэропортов.
На росте расходов авиакомпаний отражается и ослабление рубля: из-за этого растет стоимость владения иностранными воздушными судами, а это большая часть парка перевозчиков, добавил Федор Борисов.
Авторские права на данный материал принадлежат газете "Известия". Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство "АвиаПорт" не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.