Авиаперелеты иногда длятся много часов. И случись что со здоровьем, добраться до ближайшей больницы быстро не получится.
Конечно, было бы спокойнее летать, если бы в салоне всегда находился дежурный медработник. Но на практике реализовать это невозможно хотя бы потому, что такого количества врачей нет физически.
"Невозможно в каждый самолет сажать врача, - объясняет директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. - Какой это будет врач? Акушер-гинеколог? Роды он примет, а если человеку станет плохо с сердцем? В самолете речь идет только о первой доврачебной помощи, которую можно оказать на борту. Первую помощь должны оказывать парамедики, которые формируются из персонала, имеющего дело с населением. Это пожарные, полицейские, продавцы крупных магазинов и, в частности, экипаж самолета. Все, что касается специализированной медицинской помощи, нужно делать в медицинском учреждении".
Но все это не означает, что человек, почувствовавший ухудшение самочувствия, окажется вообще без помощи. На каждом рейсе есть аптечка. Правда, единого норматива для содержимого этой аптечки не существует. В аптечке для стюардесс есть безрецептурные препараты, но в целом их наполнение определяется самой авиакомпанией.
Вот что рассказала "АиФ" бывшая стюардесса Елена, проработавшая около 25 лет в крупнейшей российской авиакомпании:
"На самолете три аптечки. Первая - для оказания первой помощи пассажирам. Вторая - на случай аварийной ситуации, скажем, аварийной посадки. Они крепятся к самолету и летают вместе с ним. Третья аптечка - для доктора, открывать ее бортпроводники без медицинского образования не имеют права. А вот аптечку для оказания первой помощи бригада бортпроводников берет с собой в каждый рейс. После рейса мы сдаем этот чемоданчик, его содержимое обновляется. При этом полагается записывать в специальную ведомость, какие таблетки израсходовали. Обычно в аптечке находятся обезболивающие (чаще ибупрофен), активированный уголь, парацетамол, детский сироп, нашатырный спирт, перекись водорода, йод, пластыри, градусник, маски и т. д.
Если пассажиру плохо, бортпроводники не имеют права брать таблетки у других пассажиров. Что нам разрешалось? Если у человека колики в животе, которые вызваны скоплением газов, то можно дать ему активированный уголь. Если боли, то можно дать анальгетик. В основном ибупрофен давали. Могли померить человеку давление. Делать уколы бортпроводники не имеют права. В серьезных случаях стюардесса имеет право обратиться за помощью к другим пассажирам со словами: "Если на борту есть медработник, просьба обратиться к бортпроводникам". И всегда находились люди, которые помогали.
Особые инструкции бортпроводники получают насчет инфицированных больных. Пассажира с явными признаками острой инфекции обязаны посадить ближе к туалету, потому что любая инфекция заразна и заболеть могут все. Поэтому такому пассажиру предоставляют отдельный туалет, чтобы другие пассажиры им не пользовались. Обслуживать этого пассажира предписывается в маске и перчатках, иногда ему даже выделяется отдельная стюардесса.
Примерно раз в два года бортпроводники проходят подготовку по обучению приемам первой помощи. Например, учатся делать искусственное дыхание, накладывать шину при переломе. К примеру, в самолете при плохой погоде бывает сильная турбулентность. Летишь в Лос-Анджелес, вдруг самолет проваливается вниз резко, как в яму, тележки подскакивают чуть ли не до потолка. Такое бывает редко. Но в такой ситуации у пассажиров есть риск сломать руку или ногу. На курсах обучают, как правильно наложить жгут. Помимо этого, объясняют, как оказывать помощь эпилептикам в случае приступа. Даже обучали принимать роды. У меня таких случаев не было, а вот девчонки рассказывали, что приняли однажды роды, когда летели в Лос-Анджелес. Ребенок, кстати, получил двойное гражданство.
Вообще же в моей практике было несколько случаев, когда требовалось оказать первую помощь пассажирам.
Один случай произошел с ребенком. Бабушка купила ему в дьюти-фри пластмассовую игрушку, тот засунул туда палец. И, когда самолет начал взлетать, малыш начал кричать, потому что не мог вытащить палец. Палец начал моментально краснеть и раздуваться. Пластмасса въелась под кожу. Пока длился взлет, держали лед на пальце, а потом в туалете я с помощью мыла вытащила застрявший кусок пластмассы.
В другой раз мужчине стало плохо прямо в полете. Измерили давление: оно резко падало. Дала ему сладкий чай с лимоном, кислородный баллон подышать. Доложила командиру корабля, что мужчине плохо, низкое давление. Причем заходила докладывать через каждые пять минут. У командира есть специальная связь с врачами. Он сообщает о состоянии пациента, а врачи рекомендуют, что надо делать. Но если ситуация из ряда вон выходящая, то командир имеет право принять решение посадить самолет в ближайшем аэропорту.
Еще был случай: молодой парень, лет 30, когда уже благополучно сели в Шереметьево, вдруг не смог встать с кресла. У него онемело все тело, он не мог двигаться. Мы его тогда трогать не стали. Сразу вызвали медицинскую службу. Медики в аэропорту приезжают очень быстро. Врачи сделали ему укол, хотели отвезти в больницу, но он отказался и уехал домой под расписку.
В целом в год 2-3 человека умирали на борту. Была такая печальная статистика. Чаще мужчины, кстати. Выпьют водки или коньяка перед рейсом, а на взлете давление резко меняется, сердце у кого-то не выдерживает..."