В мечтах каждого родителя его ребенок хоть иногда, но предстает в ореоле известности, почета и уважения. Быть мамой или папой гения — это действительно здорово. Однако, как хорошо известно, гениями не рождаются, а становятся. И первый «кирпичик» в этом становлении по силам заложить именно родителям.
Начинать воспитывать своего домашнего Эйнтшейна нужно с самых пеленок, и изобретать велосипед особой необходимости нет: существует множество методик раннего развития, позволяющих приблизиться к заветной мечте. Мы расскажем о наиболее ярких и перспективных. Их можно комбинировать, чередовать и пробовать пристроить к своему ребенку методом проб, ошибок и адекватной оценки результатов. Ну и брать на вооружение то, что вам откровенно не по душе, тоже не стоит, так что выбирайте внимательно.
Методика Монтессори
Самую известную на сегодняшний день методику очень любят в частных детских садах и родительских клубах: Мария Монтессори научила родителей не мешать детям самостоятельно развиваться. Однако просто сидеть сложа руки тоже нельзя: ребенка нужно плавно подвести к данному виду обучения и в дальнейшем наблюдать за результатом. Вмешательство позволяется только в те моменты, когда ребенку действительно нужно помочь. Никаких поощрений, наказаний и строгих временных рамок. Интенсивность тоже определяется индивидуально. Из чего же состоят сами занятия? Для этого родителям предлагается обширный ассортимент особых игрушек и вспомогательного дидактического материала.
Актуальный возраст для опытов над ребенком по системе Монтессори — от рождения до 12-ти лет. Обращаем внимание, что этот метод больше подходит для открытых, общительных детей. Робким интровертам будет гораздо сложнее, ведь за необходимой помощью ребенок должен сам обращаться к воспитателям — последним запрещено вмешиваться в процесс. Из минусов системы отмечают маленькое внимание, уделяемое творческому развитию личности. Акцент здесь сделан на интеллектуальные и логические упражнения.
Методика Глена Домана
Эта методика тоже пользуется большой популярностью у родителей потенциальных гениев. Глен Доман нарисовал особые карточки, благодаря которым малыши учатся запоминать слова и хорошо читать. Слово с демонстрируемой ребенку карточки нужно произносить отчетливо и громко, создавая у малыша связь между тем что он видит, слышит и воспринимает в целом. Однако, одними карточками методика Глена Домана не ограничивается — здесь есть место и физическим упражнениям, и творческому развитию.
Приверженцы метода отмечают то, что обучающиеся по карточкам дети обгоняют сверстников и в интеллектуальном, и в физическом развитии. Одновременно с этим отлично развивается память и появляется прекрасный навык скорочтения, который очень пригодится будущему школьнику. Счет и работа с большим объемом информации — сюда же.
Когда начинать показывать ребенку карточки: прямо с рождения. Нет, в роддом можно не приносить. Однако после него — полный вперед. Если начать занятия с самого раннего возраста, к одному году ребенок будет обладать продвинутым словарным запасом.
В качестве минуса можно отметить то, что этот метод как раз для усидчивых малышей. Активным ребятам смотреть на карточки может быть скучно. И сложно умолчать о том факте, что сама система разрабатывалась для детей, подверженных заболеваниям мозга. Но для здоровых она тоже отлично годится, да и результаты приносит отменные.
Методика Зайцева
На этот раз в качестве обучающего материала выступают кубики с наклеенными на них буквами и слогами. При этом по кубикам Зайцева нужно не учиться, в них нужно играть, складывая разные слова. При успешном ходе занятий ребята начинают читать слова после 4?8 таких «игр». Но для достижения результата нужно обязательно придерживаться простых правил: помнить, что это прежде всего игра, а не учеба, играть в кубики регулярно и сворачивать занятия при малейших признаках усталости игрока.
Возраст знакомства с кубиками — 1,5 года. Метод больше подходит для «правополушарных» детей с их продвинутым образным мышлением. Недостатки системы — возможные проблемы в школе, где начнут с именно с букв и звуков, а не со слогов, к которым уже привык ребенок благодаря кубикам Зайцева. Впрочем, за время до школы вполне можно успеть познакомить ребенка с традиционной системой обучения чтению.
Методика Масару Ибука
Известный японский исследователь со всей серьезностью утверждает: после трех уже поздно. Все поздно. И совсем. Одноименная методика (и книга) утверждает, что раз все основы развития ребенка закладываются до трех лет, именно в эти три года нужно по максимуму загрузить малыша знаниями, информацией и даже навыками. Но делать это нужно по системе, а не просто так.
Основные принципы воспитания от Масару Ибука выглядят так: детский мозг способен решать сложные задачи, так что бояться перегрузок не стоит. Стоит выдавать малышам книги, пластилин и карандаши как можно раньше (не в роддоме, но около того). Тогда же — знакомство с классической музыкой и полотнами великих мастеров живописи. Познание мира нужно проводить при помощи взрослых предметов обихода, а не каких-то детских игрушек. И последнее: ребенок должен перепробовать в первые три года жизни все, что не навредит его здоровью.
Минусы можете назвать и сами: поскольку родителям придется спокойно взирать на все, что творит ребенок, не обремененный запретами, терпения придется запастись с лихвой. При этом Масару вполне допускает физические наказания, что напрямую противоречит одному из принципов системы про уважение личности и достоинства ребенка.
Вальфдорская методика
Полная противоположность предыдущей системе: ребенка до 7 лет загружать информацией строго не рекомендуется. Пусть ребенок познает мир так, как у него получается, естественно и без принуждения. При этом делается акцент на природу и любовь к окружающему миру. Этому способствуют природные материалы, предлагаемые в качестве игрушек и пособия по изучению мира.
Еще одним важным аспектом является запрет на слово «нет», оно допускается только в тех случаях, когда ребенок может причинить вред здоровью. Во всем остальным — полное дозволение и отказ от любых вмешательств в процесс познания мира ребенком.
Возраст — от 0 до 16 лет, система предназначается для послушных и спокойных детей, которые не будут злоупотреблять свободой и крушить все вокруг. Из минусов можно отметить отсутствие обычного дошкольного обучения с буквами и цифрами. Когда ребенок «вальфдорской школы» придет в школу обычную, возникнет много вопросов.
Методика Сесиль Лупан
Для обучения по данной системе важно осознать роль в ней родителей. Родители выступают как самые лучшие и самые важные педагоги. Обучать ребенка предполагается строго в игровой форме, без временных графиков и лишних переутомлений. Акцент делается на любознательности обучаемого: для ее развития родителям предлагается создавать особые условия, благоприятные для новых открытий. Также автор советует много придумывать и сочинять: например, песенки на известные мотивы для запоминания букв и цифр. И один из особых аспектов этой методики — ребенок непременно должен обучаться плаванию прямо с рождения (на выходе из роддома, мы помним).
Никаких ограничений по темпераменту и возрасту ребенка нет — методика подходит любому. Недостаток: отсутствие социализации ребенка, обучающегося строго в кругу семьи.
Методика Никитиных
Система, предложенная опытными многодетными родителями, в чем-то похожа на предыдущие. Родители должны выступать внимательными учителями детей, поощрять, хвалить и очень много общаться со своими детьми. Никакого принуждения — ребенок занимается только тем, чем он хочет. И третий момент, отличающийся: большое значение спортивных занятий. Спортивная обстановка должна царствовать в семье с самого рождения ребенка. Никитины выступают за закаливание детей прямо из роддома и остальные постулаты активного образа жизни.
Недостатки системы — семья должна быть спортивной целиком, столь радикальный подход к закаливанию достаточно спорен, да и акцент на двигательной активности несколько ущемляет другие аспекты, необходимые для всестороннего развития ребенка.
Методика Гмошинской
Мария Гмошинская в своей методике возносит гимн рисованию. Краски ребенку предлагается вручить в тот момент, когда малыш может сидеть без поддержки. Мазня пальчиками и ладошками вначале, потом — мелки, кисточки и карандаши. Однако цель данной методики не вырастить продвинутого живописца, а развить такие важные навыки у ребенка, как мелкая моторика, восприятия цвета и интерес к познанию окружающего мира.
Эта система в принципе не является отдельной и прекрасно дополняет другие. Никаких ограничений по характеру, возраст — от шести месяцев.
Система Самбурской
О спорте поговорили, о художествах тоже, пришел черед музыки. Именно музыка позволяет ребенку гармонично развиваться и положительно влияет буквально на все. Хорошая и правильная с точки зрения автора музыка должна звучать в ушах у ребенка даже тогда, когда он еще не родился, это позволит развить высокую эмоциональность и концентрацию внимания, которой так не хватает многим детям сегодня.
Музыкальные уроки по программе Самбурской следует проводить в спокойной атмосфере. Пусть ребенок воспринимает процесс как развлечение, а не обучение, и тогда методика может принести свои результаты.
Возраст применения — очевидно, с зачатия, методика подходит абсолютно для всех, но эффективнее приживается в музыкальных семьях.
И напоследок: не забывайте, что вы и сами можете стать автором своей методики, взяв подходящие идеи из уже имеющихся и дополнив своими. Ведь вашего ребенка все равно лучше всех знаете только вы, и именно вы можете помочь ему вырасти гармоничной, развитой и даже гениальной личностью.