Вместо наследия искусства – руины, вместо мирных жителей – террористы. Что стало с одним из памятников ЮНЕСКО – городом Пальмира – теперь можно увидеть воочию.
Шведские журналисты с помощью скрытой камеры сняли груды камней в пустыне — это всё, что осталось от одного из богатейших городов поздней античности. "Это ужасно, хочется расплакаться. Здесь стоял храм Баал-Шамина, теперь от него осталось всего пара колонн", — показывает Халил Харири, директор музея Пальмиры.
Уже почти год Пальмира находится под контролем боевиков запрещённой в России группировки ИГИЛ. Город они захватили буквально за несколько дней. Жители спасались бегством, но порядка пятисот человек оказались в руках экстремистов. Среди них и хранитель музея Пальмиры Халид Асаад. Он не выдал террористам информацию, где спрятано золото и его казнили."Они думали, что найдут в Пальмире тонны золота. Хотели одного – обогатиться. Они пытались узнать где спрятаны сокровища, но когда не нашли их – стали истязать людей и разрушать Пальмиру", — вспоминает Халил Харири, директор музея Пальмиры в интервью шведской газете Expressen.
Периодически боевики хвастались своими победами. В сеть выкладывали видео, как уничтожают исторические ценности молотками и кувалдами. На своём пути ничего не щадили – скульптуры, барельефы, колонны – всё по кусочкам разлеталось в разные стороны. Разрушенные объекты – бесценны и большинство из них восстановлению не подлежит. "Лучшее, что оставили жители Пальмиры – великолепная архитектура города, особенно башни, которым 2 тысячи лет. За них они переживали больше чем за собственные дома", — продолжает Халил Харири, директор музея Пальмиры.
Храм "Баал-Шамина", от которого остались одни колонны – самый значительный памятник поздней античности. По данным историков его воздвигли в 1 веке нашей эры. Неподалёку находилась Триумфальная арка, знакомая всем ещё со школьных лет. Именно её изображение украшает учебник истории древнего мира. Для жителей Пальмиры арка была – символом города и главными воротами, пока боевики не подорвали её. "Это большая потеря, как культурная, так и историческая. Это большая потеря для всего мира, не только для Сирии и жителей Пальмиры", — уверен Халил Харири, директор музея Пальмиры.
Сейчас, как говорят сами шведские журналисты, Пальмира превратилась в город-призрак. Дома разрушены, террористов не видно, но чувствуется их присутствие. А когда-то это был действительно богатый и роскошный город, в котором жили порядка 70-ти тысяч человек.Сейчас специалисты делают всё возможное, чтобы сохранить историю для наших потомков. Восстанавливают объекты по фотографиям, помогает в этом и Эрмитаж. Но опасность, что многие ценности останутся лишь на страницах учебников, слишком велика.