Американские медики показали, что одиночество вызывает реальные и крайне негативные изменения в работе клеток иммунной системы, что в среднем увеличивает риск преждевременной смерти для людей в возрасте на 14%, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
В последние годы ученые находят множество свидетельств того, что одиночество и чувство покинутости отражается не только на психологическом, но и физическом здоровье человека. К примеру, в 2009 году биологи показали на примере крыс, что одиночество ускоряет распространение рака по телу, а в 2013 году — выяснили, что чувство покинутости заставляет человека принимать необдуманные решения и вести себя слишком авантюрно.
Джон Качиоппо (John Cacioppo) из университета Чикаго (США) и ряд других психологов выяснили, что одиночество вызывает изменения в работе организма на клеточном уровне и способствует увеличению шансов на преждевременную смерть, проанализировав работу иммунных клеток в организмах одиноких макак и людей в пожилом и среднем возрасте.
Как оказалось, одинокие люди и обезьяны страдали от одного и того же синдрома – их лейкоциты были более предрасположены к воспалениям и хуже реагировали на присутствие вирусов, чем иммунные клетки людей и приматов, живших в семьях или больших сообществах себе подобных.
Что интересно, этот эффект усиливался со временем — чем дольше обезьяны и люди проводили в одиночестве, тем больше были выражены эти нарушения в работе лейкоцитов. В результате этого организм одинокого существа становится все более уязвимым для инфекций, что заметно увеличивает шансы на преждевременную смерть, особенно в преклонные годы.
В частности эксперименты на макаках показали, что одинокие приматы быстрее становились жертвами обезьяньего вируса иммунодефицита, чьи частицы быстрее проникали в мозг и другие "защищенные" ткани тела обезьяны, если они были одинокими.
Эти негативные изменения происходили по той причине, как полагают авторы статьи, что одиночество заставляет наш организм вырабатывать химические сигналы стресса, заставляющие костный мозг производить неправильные версии лейкоцитов и менять активность генов, связанных с реакцией на воспаление и вирусы. Сейчас Качиоппо и его коллеги проводят повторные исследования, пытаясь понять, можно ли подавить этот эффект при помощи медикаментов.