Британский социолог показал, что люди в разных странах совершенно по-разному относятся к заполнению анкет и не всегда одинаково честно отвечают на вопросы – к примеру, жители Турции и Китая оказались чемпионами по лукавству, а жители Европы – самыми честными.
"Мы действительно нашли различия в честности людей в разных странах, но они не всегда соответствовали тому, что ожидали увидеть их жители. Представления о поведении сограждан, по всей видимости, являются отражением представлений человека о своей честности. Удивительно, но люди обычно считают сограждан более нечестными, чем жителей других стран. Это может быть связано с тем, что новости редко показывают то плохое, что случается за рубежом", — заявил Дэвид Хью-Джонс (David Hugh-Jones) из университета Восточной Англии в Норвике (Великобритания).
Хью-Джонс рассказал о выводах, которые он получил в ходе изучения личных качеств свыше 1500 человек из 10 различных стран мира, в том числе России, США, Китая и ряда европейских стран, на конференции London Experimental Workshop. С результатами его исследования можно ознакомиться в статье, опубликованной на сайте университета.
Он провел два теста, оба из которых стимулировали участников эксперимента говорить неправду ради денежного вознаграждения.
В первом из них добровольцы, участвовавшие в опытах удаленно, посредством глобальной сети, должны были кинуть монетку несколько раз и сообщить ученым, сколько раз у них выпала решка, за выпадение которой ученые платили им по 3 доллара. По теории вероятностей, доля выпадений орла и решки должно стремиться к 50%, и отклонения от этой нормы говорят о том, что участник эксперимента жульничал.
Второй опрос был сложнее – в нем ученые проводили музыкальную "угадайку", в которой было несколько очень сложных вопросов, ответы на которые было почти невозможно найти, не пользуясь поисковыми системами. Использование Google, "Яндекса" и прочих служб поиска было запрещено, и участники ставили "галочку" и подписывались, обязуясь не обманывать Хью-Джонса.
Целью подобных опытов выступала проверка популярной с 1950 годов теории о том, что типичная честность человека в той или иной стране в среднем соответствует тому, насколько высок в ней уровень доходов на душу населения и насколько быстро растет ВВП. В соответствии с ней жители развитых стран будут более честными, а жители самых бедных государств – наиболее склонными к обману.
В принципе, эксперименты Хью-Джонса подтвердили это – наиболее честными оказались жители Великобритании, других стран Европы, ЮАР и США, а наиболее склонными к обману – китайцы, турки и индусы. К примеру, британцы и южно-африканцы почти не жульничали в тесте с монетой и при "проверке на Гугл", тогда как китайцы сообщали о 70% выпадении решки и почти всегда искали ответы на вопросы викторины в сети. Россия заняла промежуточное положение и в том, и в другом тесте.
С другой стороны, были и неожиданности. В частности, Хью-Джонс обнаружил, что жители многих стран, к примеру Греции, России и Китая, склонны считать своих сограждан более нечестными, чем они есть на самом деле, и завышать честность представителей других народов Земли. Как полагает социолог, это связано с тем, что они судят об окружающих по "своей одежке", и с тем, что зарубежные новости не дают нам достаточно данных об распространенности нечестных практик в других странах мира.