13 марта в Норвегии завершился чемпионат мира по биатлону, превратившийся для российских болельщиков в один бесконечный кошмар. Последний шанс «хлопнуть дверью» российские биатлонисты имели в мужском масс-старте. До последнего огневого рубежа Антон Шипулин оставался в группе лидеров, но очередной промах отбросил его далеко от пьедестала почета — в итоге только 9-е место.
По признанию самого Шипулина, последний круг он проходил едва ли не со слезами на глазах. Болельщикам в массе своей, плакать уже не хотелось — привыкаешь ко всему, в том числе и к полной неспособности своих любимцев бороться за что-либо серьезное. В рамках чемпионата было разыграно 11 комплектов наград. Лучший результат россиян — 6-е место. Хуже сборная России не выступала никогда в своей истории. Это, по сути, все, что нужно знать о завершившихся соревнованиях.
Неизбежный вопрос: как и почему российские биатлонисты, которые в недавнем прошлом были законодателями мод в этом виде спорта, дошли до такой жизни?
Есть все. Кроме результата
С 1990-х годов сохранились несколько дежурных объяснений, которыми спортивные функционеры охотно пользуются. Это недостаточное развитие детского спорта, отсутствие массовости, отсутствие достаточного оснащения и отсутствие финансирования.
Однако все вышеперечисленное к истории поражения сборной России на ЧМ-2016 отношения не имеет.
Финансируют биатлон в России так, что большинству спортсменов мира остается смотреть на это с завистью. Что касается технической базы, то за последние годы в России были открыты несколько биатлонных комплексов мирового уровня — к примеру, та же «Жемчужина Сибири», на котором проводился чемпионат Европы. Сегодня в нашей стране на регулярной основе проводится один эта Кубка мира, но технические возможности позволяют увеличить это число до 2-3.
Что касается развития детского спорта, этот вопрос сложнее. Тем не менее, к провалу на чемпионате мира он прямого отношения не имеет. Сборная Украины покидает турнир с одной бронзовой медалью. При этом у украинцев всего один биатлонный комплекс на всю страну и 300 спортсменов, занимающихся этим видом спорта. А по заявлению одного из участников мужской сборной Канады, сенсационно занявшей 3-е место в эстафете, в их стране биатлоном занимаются 12 человек. Если канадец и утрирует, то не слишком сильно.
В итоге украинцы и канадцы без всякой массовости в медалях, а россияне наблюдают за ними со стороны.
Что касается популяризации биатлона, то и тут в России созданы условия, которые мало где есть еще. Чемпионат мира показывал главный федеральный канал, а на спортивном канале демонстрируются гонки не только этапов Кубка мира, но всевозможных соревнований от чемпионата России до юниорских турниров. Это не считая регулярно выходящей обзорной передачи о биатлоне, многочисленных публикаций в печатных СМИ и т.д. и т.п. По популярности в стране биатлонисты сегодня идут следом за футболистами — и, увы, начинают демонстрировать аналогичные результаты.
Загнанные «лошади» российского биатлона
Словом, провал на чемпионате мира в Норвегии — это не государственная проблема, это проблема конкретных спортсменов и конкретных тренеров, которые, несмотря на наличие всех условий, полностью провалили текущий сезон.
Вот вам наглядная картина в фактах. Лидер мужской сборной России Антон Шипулин, в прошлом сезоне всерьез боровшийся за Кубок мира с Мартеном Фуркадом, в этом, хоть и занимает второе место в общем зачете, отстает от француза на целую вечность. У Шипулина куда-то пропали скорость на дистанции и стабильность стрельбы, в результате чего он пережил несколько оглушительных провалов вроде 45-го места в спринтерской гонке на ЧМ.
Еще один лидер мужской сборной Евгений Гараничев стал автором уникального достижения — с 2012 года он каждый год принимает участие в эстафетных гонках в рамках чемпионатов мира и Олимпийских игр, и каждый год на своих этапах заходит на штрафной круг, в результате чего сборная лишается возможности бороться за медали. Поразительная психологическая неустойчивость спортсмена и поразительное упрямство тренеров.
В каждой из трех эстафет на чемпионате мира-2016 в составе россиян находилось «слабое звено», провальной стрельбой отправлявшее команду на штрафной круг и де-факто лишавшую ее шансов на борьбу за медали. Каждый раз это были разные спортсмены — в смешанной эстафете Шумилова, в женской — Виролайнен, в мужской — Гараничев. Это уже самый настоящий системный кризис, а не досадная случайность.
Положение со стрельбой у россиян в сезоне-2016 настолько ужасающее, что регулярно «мазать» стал даже Алексей Волков, который считался самым метким биатлонистом в мировой элите. К сожалению, быстрота стрельбы и меткость у Волкова не совмещались с дистанционной скоростью. В этом сезоне россиянин в скорости не прибавил, зато внезапно перестал метко стрелять.
Пика формы сборная России по непонятным причинам достигла к рядовому этапу Кубка мира в Антерсельве, где наши спортсмены показывали лучшие результаты в сезоне. Хотя вообще-то подготовку принято организовывать так, чтобы пика спортсмены достигали к главному старту сезона, которым в данном случае являлся чемпионат мира.
Лучшая спортсменка женской сборной России Ольга Подчуфарова и вовсе завершила сезон досрочно. Самую перспективную из россиянок попросту «загнали» — он чуть ли не со слезами на глазах умоляла дать ей передышку перед чемпионатом мира и не отправлять ее на этапы Кубка мира в Северную Америку. Тренеры настояли на своем и получили результат — в Норвегии Подчуфарова провела ровно одну гонку, в которой заняла 65-е место, и дальше выступать просто не смогла. У биатлонистки ужасающее физическое состояние, бессонница из перелетов за океан и обратно, а также тяжелое психологическое состояние на фоне провальных выступлений.
Есть ли жизнь после ЧМ-2016?
Продолжать, наверное, не стоит — картина очевидная. При этом никакой диктатуры в сборной сегодня на существует, наоборот, полнейшая демократия. Спортсмены готовятся к гонкам в нескольких группах с различными тренерами и по различным методикам. Решения о том, кто будет участвовать в той или иной гонке, принимаются коллегиально. В итоге методик много, тренеров много, но проваливаются все с одинаковым треском.
Было бы легче, если бы можно было сказать, что в этом сезоне сборная России обкатывала молодежь. Но ничего подобного — из новых имен можно назвать только Акимову у женщин и Бабикова у мужчин. Остальные в составе сборной уже не первый сезон, и их удручающие результаты отсутствие опыта никак не объяснить.
В ходе чемпионата мира в ряде СМИ появлялись статьи, общий смысл которых был примерно таков — не надо огульно обвинять спортсменов, они и сами очень переживают.
Огульно обвинять, конечно, не стоит, но спросить сполна нужно обязательно. Это ведь не физкультурники, а профессионалы, на которых государство в кризис тратит большие деньги. И за плохую работу должны отвечать все — и спортсмены, и тренеры, и функционеры.
Дело не в поисках «козлов отпущения», а в необходимости сделать правильные выводы из случившегося.
Если же, как утверждал уже в ходе чемпионата мира один из наставников россиян, «все делалось правильно», то есть смысл подумать — стоит ли тратить большие средства на тех, кто не в состоянии их эффективно использовать?
В текущем сезоне россиян еще ждет домашний этап Кубка мира в Ханты-Мансийске, но он теперь может разве что чуть подсластить горькую пилюлю, полученную в Норвегии.
Думать нужно о будущем. До главного старта четырехлетия, Олимпиады в корейском Пхенчхане, осталось уже меньше двух лет. Времени на работу над ошибками совсем немного.
Правда, теперь сборной России будет чуть легче. После «абсолютного ноля» в Норвегии даже одна медаль будет считаться успехом.