Турция готовится к первым в своей истории президентским выборам. До этого главу государства назначал парламент. Всенародное голосование пройдет в воскресенье. В субботу объявлен так называемый день тишины, когда запрещена любая агитация. Впрочем, главный претендент на высший пост и так в рекламе не нуждается. Это премьер-министр и глава правящей партии Тайип Эрдоган. По предварительным опросам, в президентской гонке он лидирует с большим отрывом.
Пойти в президенты — это для Эрдогана единственный шанс остаться в большой политике, выше уже некуда. Он отработал три премьерских срока, что по закону является максимумом. Примерно для половины жителей Турции его политические амбиции естественны, сторонники Эрдогана и до этого видели его лидером страны.
"Новая Турция, с Эрдоганом — это более сильная страна. Для нас неважно, премьер он или президент, все равно он глава государства. И его любят в других мусульманских странах", — считает житель Стамбула Кадир Татлыдиль.
Распространять ценности ислама — это для Эрдогана часть политики. В 2007 году во время громкого процесса Ergenekon премьер провел серьезную чистку в рядах армии и полиции: сотни человек были осуждены за подготовку государственного переворота. Но оппозиция говорит, что это был лишь повод убрать несогласных. Теперь на службу набирают лояльных выпускников мусульманских лицеев. Образование для турецкого общества сейчас — больная тема. В прошлом году правительство разрешило свободно носить мусульманские платки в светских учреждениях. Для консервативных, религиозных семей это стало облегчением.
"Раньше наши дети не могли посещать государственные школы и университеты в мусульманских уборах. Сейчас у всех есть доступ и к светскому, и к религиозному образованию. Эрдоган много сделал для нас", — отмечает житель Стамбула Мусаметин Бурханоглу.
Государственных светских школ остается все меньше. Для родителей, которые хотят дать детям качественное образование вне религии выход один — частные учебные заведения. Они в Турции дороги, в среднем 10-15 тысяч долларов в год.
"Сторонники Эрдогана видят отдельные фрагменты мозаики, но не видят всей картины. В некоторых деревнях и поселках даже нет школ, но чуть ли не на каждой улице есть мечеть. Цель Эрдогана — уйти от демократической республики к исламскому государству. Он хочет, как падишах в Османской империи, один управлять страной. Демократии в Турции нет. Даже партией Эрдоган управляет единолично", — говорит житель Стамбула Дженк Бухаральюглу.
Строительство мечетей — одна из задач премьера. Футуристического вида сооружение строят возле крупного университета Мармара. В прессе порой появляются заявления, что древний храм Святой Софии — ныне музей — превратят в действующую мечеть. И наконец, новым символом Стамбула станет мечеть Чамлыджа. На нее потратят 135 миллионов лир, это примерно 70 миллионов долларов.
Мечеть на холме Чамлыджа — любимый проект Эрдогана, она должна стать самой большой в мире. Минареты высотой более ста метров будут видны в Стамбуле отовсюду. Из семнадцати тысяч мечетей, построенных при Эрдогане, эта станет самой грандиозной.
Но построить империю Эрдогану удастся нескоро. Слишком Турция многообразна по религиозному и этническому составу, и также по политическим настроениям. По мнению некоторых аналитиков, Эрдоган не сможет победить на президентских выборах в первом же туре. И выйдет во второй, где его соперником станет Ихсаноглу, а чтобы усмирить оппозицию, Эрдоган сделает своего соперника премьером. Но тогда единоличного правления уже не получится.