Вынесенный недавно турецкому пианисту Фазилю Саю (Fazil Say) приговор по обвинению в богохульстве является тревожным сигналом для представителей светских кругов Турции, свидетельствующим о том, что власти Турции признают право на свободу совести и вероисповедания лишь постольку, поскольку оно совпадает с взглядами на религию самих властей.
14 апреля сорокатрехлетний Фазиль Сай, атеист и откровенный критик турецкого правительства исламистского толка, был найден виновным в распространении в социальной сети Twitter ряда иронических высказываний о религии, в том числе строф персидского поэта XI в. Омара Хайяма. Хотя произведения Омара Хайяма находятся в открытом доступе в Турции, стамбульский суд постановил, что Сай разжигал «религиозную рознь», то есть совершил деяние, предусмотренное статьей 216/3 турецкого уголовного кодекса, и приговорил его к 10 месяцам лишения свободы условно.
Сам пианист в настоящее время находится в гастрольном турне за рубежом, и о его планах по возвращению в Турцию ничего не известно.
Вынесение условного приговора практически не развеяло опасений тех представителей Турции, которые считают, что пианиста покарали исключительно за его убеждения.
«Мы чувствуем себя совершенно уязвимыми перед властями, – говорит художник с международным именем Бедри Байкам (Bedri Baykam), известный критик происламистского курса правительства. – Законы применяются таким образом, что не оставляют человеку права думать, быть атеистом и критиковать религию».
Эти опасения прозвучали и в обнародованном недавно ежегодном отчете Госдепартамента США по правам человека, в котором отмечалось: в Турции «журналисты, ученые и писатели…боятся, что публичная критика в адрес государства или правительства может навлечь на них иски или привести к преследованию в уголовном или гражданском порядке».
Фазиль Сай – не единственный музыкант, попавший в поле зрения властей. Один из самых успешных музыкальных коллективов Турции – исполняющая народную музыку группа «Grup Yorum» левого толка – сотни раз оказывался в суде по обвинениям в нарушении антитеррористического законодательства; большая часть судебных дел вызвана приверженностью группы левым убеждениям.
Несмотря на международное осуждение вынесенного Фазилю Саю обвинительного приговора – который организация «Международная амнистия» назвала «суровым предостережением» – власти никак не желают отступать от судебного решения. Проблема, по утверждению властей, заключается не столько в праве на свободу слова, сколько в праве мусульман оспорить – после десятилетий агрессивно пропагандировавшейся светской государственности – публичную клевету в судебном порядке.
«Все равны перед законом», – заявил министр культуры Омер Челик, беседуя в Лондоне с журналистами 15 апреля.
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, правоверный мусульманин, попросил журналистов «не беспокоить» его вопросами о вынесенном Фазилю Саю приговоре.
Дипломат Экмеледдин Ихсаноглу (Ekmeleddin İhsanoğlu), являющийся генсеком объединяющей 57 стран Организации Исламская конференция, пояснил позицию правительства. «Как может кто-то беспрепятственно исповедовать свою религию, не испытывая страха и с достоинством, если его веру, являющуюся частью личности человека, порочат и унижают? – спрашивает он. – Мы не против осуществления права на свободу слова, мы против злоупотребления…этой свободой».
На состоявшейся в феврале конференции ООН премьер-министр Эрдоган заявил, что «исламофобия» является таким же преступлением против человечества, как антисемитизм и фашизм. Хотя Турция и не воплотила пока эту позицию в законе, Эрдоган отметил, что правительство может предпринять дальнейшие шаги по ужесточению ограничений в отношении богохульства.
Критики усматривают в позиции Эргоана определенную иронию. В 1998 году премьер-министр Эрдоган, а тогда мэр Стамбула, отбыл четыре месяца заключения по обвинению в разжигании религиозной розни за публичное цитирование строчек из известной турецкой поэмы, в которых говорится о том, что «минареты – наши штыки, верные наши солдаты». Он был помещен под стражу в рамках кампании против мусульманского влияния, проводимой турецкими военными, являющимися непоколебимыми сторонниками светской модели государственности.
Теперь, когда Эрдоган вот уже больше десяти лет пребывает у власти, в тюрьме томятся генералы по обвинению в государственной измене. Правда, премьер, похоже, не усматривает никаких параллелей между своим делом и делом Фазиля Сая.
Профессор права стамбульского университета Догуш Иштар Гозайдин (İştar Gözaydın), занимавшаяся изучением непростых взаимоотношений между религией и турецким государством, опасается, что праву быть свободным от религии может грозить опасность.
«Когда-то были проблематичные времена … для верующих, – говорит она. – Теперь же все наоборот».
Премьер-министр, по словам ученой, предложил шаги, направленные на укрепление набожности среди молодежи, а Диянет – государственный институт, ведающий вопросами политики в отношении ислама, – активизировал свою роль в работе больниц, приютов для женщин и других проектах социальной направленности.
Право на отказ от религиозных убеждений ставится под вопрос и в сфере образования. С начала учебного года сотни государственных школ по всей стране были превращены в специализированные религиозно-общеобразовательные учебные заведения («имам хатип»). Помимо обычной программы, в школах много времени отводится изучению ислама. Такое решение раскололо родителей на два лагеря. Одни говорят, что их заранее не известили о готовящихся изменениях. «Меняется система, а с ней меняется и менталитет», – сетует сердито человек у только что открытой школы «имам-хатип» в центре Стамбула.
Другие же родители отметают эти опасения, делая упор на мусульманское наследие Турции. «Вся эта критика преувеличена, потому что у нас мусульманская страна, и религия должна быть частью нашего образования», – подчеркивает одна из родительниц в хиджабе – головном уборе правоверных мусульманок.