Турция, крупнейший экспортный рынок для российских металлургов, решила не вводить специальные защитные меры против поставок металлопродукции из РФ.
Расследование, начатое турецкими властями в апреле 2018 года, показало, что поставки из РФ не нанесли ущерба турецким производителям. Собеседники “Ъ” среди российских производителей отмечают, что защитные расследования в Турции являются обычным делом. При этом компании поднимали этот вопрос во время встречи турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана с Владимиром Путиным месяц назад.
Турция закрыла специальное защитное расследование по импорту, отказавшись вводить какие-либо ограничительные меры на ввозимую российскую стальную продукцию, сообщается в официальном вестнике страны Resmi Gazete. Турецкая сторона не обнаружила "резкого и значительного роста импорта стальной продукции на турецкий рынок, а также серьезного ущерба или угрозы причинения такого ущерба турецким производителям", сообщил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.
Расследование было начато в апреле 2018 года. Под него подпадал широкий ассортимент продукции: плоский прокат (горяче- и холоднокатаный, нержавеющий и с покрытиями), сортовой прокат (уголки, прутки, проволока), железнодорожная продукция, включая рельсы, а также трубы. Если бы был доказан ущерб внутренним производителям, то Турция могла ограничить объем импорта за счет пошлин и квот.
Российские компании являются крупнейшими поставщиками металлургической продукции в Турцию. По данным Минпромторга, на страну приходится более 30% от совокупного экспорта российской стали.
Турция является основным экспортным рынком сбыта российского горячекатаного проката, вторым по величине экспортным рынком по сбыту полуфабрикатов и третьим по сбыту продукции первичной обработки.
Основными российскими экспортерами в Турцию являются ММК, НЛМК, "Северсталь". Также ведет поставки "Металлоинвест". В "Северстали" приветствовали решение Турции. Как сообщили “Ъ” в компании, "Северсталь" не планирует корректировать планы поставок из-за политики турецких властей. "На регионы Ближнего Востока приходилось 3% продаж",— сообщил представитель "Северстали". В НЛМК считают, что решение Турции будет способствовать развитию взаимного товарооборота и в интересах турецких потребителей стали, которые производят конкурентоспособную продукцию, в том числе из стали НЛМК. Компания также принимала участие в расследовании и продолжила поставки в Турцию в прежнем объеме.
Источники среди металлургов рассказали “Ъ”, что спецзащитные расследования Турции являются делом уже привычным и носят политический характер.
"Сегодня закрыли это, завтра откроют другое",— говорит один из собеседников “Ъ”. Компании, как правило, рассчитывают, что любой итог защитного расследования позволит продолжать поставки в прежних объемах. Существенного влияния на деятельность российских компаний расследование не оказало.
Вопрос взаимных торговых барьеров обсуждался во время апрельского визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву. Ассоциация "Русская сталь", которая объединяет ведущие российские металлургические компании, предложила заключить преференциальное торговое соглашение между странами, которое поспособствует росту взаимного товарооборота, писал "Интерфакс". В ходе визита гендиректор "Металлоинвеста" Андрей Варичев, выражая позицию "Русской стали", говорил, что российские производители рассчитывают получить квоту на поставку черных металлов и трубной продукции в Турцию на уровне 2017 года. В 2018 году Турция ввела временные пошлины в 25% на поставки продукции из чугуна и стали, ими облагаются поставки сверх выделенной квоты, в том числе и из России.
"По самым грубым оценкам, из отчётностей металлургов получается, что экспорт на Ближний Восток составляет около 4 млн т стали при общем экспорте, включая полуфабрикаты, плоский прокат, чёрные металлы, порядка 66 млн т. Это 6%",— рассказала Ирина Ализаровская из Райффайзенбанка. По словам Дениса Мантурова, отказ Турции от ограничительных мер позволит сохранить российские поставки в страну на сумму более $1,5 млрд.