Проблемы со сбором картофеля в этом сезоне, в первую очередь крупного размера, могут привести к перебоям с поставками чипсов.
Об этом своих контрагентов уже предупредила PepsiCo, владеющая брендом Lay’s. Производители картофеля ожидают снижения урожайности на 15–20%, но пока выполняют обязательства перед переработчиками. В Минсельхозе же вообще рассчитывают на рост сбора клубней по итогам года.
Входящее в PepsiCo ООО "Фрито Лей Мануфактуринг" уведомило контрагентов об ожидаемых перебоях с поставками всего ассортимента чипсов Lay’s в сентябре и октябре из-за дефицита картофеля на рынке. Копия письма есть у “Ъ”.
PepsiCo — крупнейший производитель картофельных чипсов в России. Выпускает снеки на заводах в Московской и Ростовской областях, сейчас строит предприятие в Новосибирске. По оценкам Euromonitor International, в 2020 году компания занимала 65,3% российского рынка картофельных чипсов с оборотом 93,81 млрд руб. В этом году PepsiCo планировала переработать более 500 тыс. тонн картофеля против 470 тыс. тонн годом ранее.
В PepsiCo пояснили “Ъ”, что предполагают возможные перебои с поставками Lay’s клиентам из-за сезонного фактора: очень жаркое лето и затяжные дожди с начала осени не позволяют проводить уборку картофеля на полях.
"Ситуация нормализуется, когда мы начнем использовать сырье, хранящееся на наших складах",— говорит представитель компании. Там добавили, что с начала пандемии потребление снеков заметно выросло и этот тренд продолжается. По данным NielsenIQ, продажи чипсов за 12 месяцев по июль 2021 года увеличились на 13% в деньгах и на 9,5% в объемах. Представители Kellog’s в России (бренд Pringles), ООО "Москарт" ("Московский картофель") и Lorenz Snack World (Naturals) не ответили на вопросы “Ъ”.
В "Ленте" и X5 Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") подтвердили, что получили уведомления о возможных перебоях поставок Lay’s. В "Ленте" ожидают, что проблемы затронут 5–10% от поставок. "Наши партнеры принимают меры, чтобы снизить риски",— говорит представитель сети. Там добавили, что не испытывают нехватки чипсов и формируют необходимые запасы, чтобы продукция была представлена на полках. В "Верном" также говорят, что смогут восполнить дефицит линейки Lay’s позициями других брендов.
Источник “Ъ” среди ритейлеров добавляет, что уже некоторое время поставки Lay’s приходят с опозданием и не в полном объеме, что может быть связано с проблемами компании с логистикой.
Старший эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Варвара Сердюкова отмечает, что производителям чипсов требуется картофель крупного калибра, а сельхозпроизводители уже сообщали о его нехватке в этом сезоне. Как подсчитывали в Картофельном союзе, традиционно крупный картофель размером от 55 мм занимал до 80% в урожае, но в этом сезоне его доля сократилась до 50% из-за дождей или засухи в регионах-производителях (см. “Ъ” от 27 августа). По словам госпожи Сердюковой, на этом фоне средние цены на крупнокалиберный картофель размером от 50 мм в европейской части РФ на конец прошлой недели достигали 25 руб. за 1 кг, что вдвое дороже, чем год назад.
Исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников говорит, что ситуация с наличием картофеля для переработки и столового клубня напряженная. По его словам, сегодня из-за дождей в ряде регионов уборка отложена, а ряд крупных производителей приостановил продажи, направляя урожай на хранение. Директор ГК "Трио" Геннадий Уваркин говорит, что из-за погодных условий урожайность картофеля в этом сезоне может сократиться на 15–20%. Группа выпускает только клубни для переработки и ведет отгрузки в соответствии с графиком, указывает он. В "АФГ Националь" отмечают, что овощной дивизион холдинга вышел на плановую урожайность в этом сезоне, а объемов хватает и для закладки на хранение, и для продажи.
В Минсельхозе подтвердили “Ъ”, что неблагоприятные погодные условия повлияли на калибр и объем предложения крупного картофеля. Но в министерстве ожидают по итогам года увеличения сбора картофеля у сельхозпроизводителей год к году, что с учетом импорта позволит удовлетворить потребности.