Эти небольшие экспрессы египетского официального авиаперевозчика EgyptAir без устали курсируют между Каиром и курортными городами Шарм-эш-Шейх и Хургада почти каждый час. Первый взлетает около пяти утра, последний — примерно в одиннадцать вечера.
Путь к морю
Самолет почти заполнен, в очереди на посадку рядом с нами обнаружились туристы-европейцы, американцы, жители Поднебесной, сосредоточенные местные мужчины в деловых костюмах, постоянно что-то обсуждающие по телефону, и шумные, тоже местные, семьи с детьми, пожелавшие, видимо, на пару дней покинуть пасмурный октябрьский Каир и поплескаться в еще теплом Красном море.
"Мы так путешествуем уже не первый раз: прилетаем в Каир, можем тут что-то посмотреть день-два, и летим на море. Это очень удобно и незатратно, если все правильно спланировать и купить билеты", — удовлетворила наше любопытство туристка из Германии Кристина.
"Действительно, удобно", — размышляем мы, представив, что и наши соотечественники, с возобновлением регулярных прямых рейсов из России в Каир, даже без чартеров, смогут без труда и с комфортом добраться до моря, а по пути еще заскочить на пирамиды и полюбоваться на маску Тутанхамона.
Полеты и туристический поток в Египет из России были приостановлены после катастрофы российского пассажирского самолета на Синае 31 октября 2015 года.
Провожавший нас в Каире туман меньше чем за час пути сменился ярким солнцем и пронзительным небом, отражавшимся в бескрайнем и бездонном Красном море. Под нами, наконец, закончилась пустыня, и за голыми невысокими бурыми скалами вдруг, как разноцветные бусины на драгоценном ожерелье, вспыхнули вытянутые нитью вдоль побережья курортные отели Шарм-эш-Шейха — безумно красивая и, безусловно, совершенно несправедливо покинутая драгоценность Египта.
Добро пожаловать!
Аэропорт Шарм-эш-Шейха встретил нас идеально чистыми и такими же идеально пустыми залами. "Добро пожаловать в Шарм-эш-Шейх!" — кричат наперебой со стен разноцветные афиши на всех языках мира. Немногочисленный персонал приветливо и немного грустно улыбается. Решаем сделать пару фотографий зала прилета, и тут же рядом беззвучно возникает сотрудник в штатском.
"Можно сделать тут фото? Мы русские журналисты", — виновато улыбаемся.
"Русские?! О, ну… тогда конечно!" — охранник озадачен, но вида не подает и улыбается в ответ.
Всего год прошел с того страшного дня, когда вылетевший из Шарм-эш-Шейха российский самолет с туристами потерпел крушение над Синайским полуостровом. Сейчас в этом тихом и безлюдном, надраенном до блеска пустом дворце невозможно узнать некогда многолюдный человеческий муравейник, с трудом вмещавший в себя бесконечные смены загоревших-отдохнувших и тех, кто только прилетал за солнцем и новыми впечатлениями.
"Конечно, сейчас все не так, как было год назад. Многие отели закрыты, другие стоят полупустые. Но есть и те, где места нарасхват, у них все хорошо", — уловил суть наших "охов" и "ахов" водитель такси.
За окном мелькают картинки: кажущийся совсем заброшенным отель с потекшей местами побелкой сменяется новенькими щегольскими с позолотой воротами недавно открытого модного курорта. "Этот вот самый дорогой тут сейчас. Видите, работает", — гордо кивает в окно водитель.
Советник министра туризма Египта Сами Махмуд рассказал нам, что в Шарме сейчас работают 125 отелей (65 тысяч номеров) — половина от имеющихся на курорте, да и та заполнена процентов на 15. Но владельцы и инвесторы (все сплошь, видимо, очень оптимистичные и позитивные люди), в ожидании возвращения туристов и несмотря на убытки, ремонтируют устаревшие гостиницы, переподготавливают и муштруют персонал и даже вкладывают деньги в строительство новых отелей. И это не говоря о затратах государства на полную перезагрузку системы безопасности города и аэропорта. И действительно, курорт сияет чистотой улиц и зелеными ухоженными газонами, а принятые меры безопасности заметны невооруженным глазом — на выезде из аэропорта нас встречали суровые сотрудники сил безопасности в камуфляже и при оружии.
"Мы верим в скорое возвращение российских туристов, учитывая, что в этом заинтересованы обе страны и народы этих стран. Российские туристы очень хотят вернуться на курорты Египта — в Хургаду и Шарм-эш-Шейх. Рано или поздно кризис будет преодолен, и сразу понадобятся отели и услуги. Мы готовы", — поделился с нами Махмуд.
Приспособились, живем
Незаметно отчаяние и среди постоянно проживающих в Шарм-эш-Шейхе наших соотечественников. "Живем, а что делать. На всех эта ситуация отразилась по-разному, конечно. Но, в принципе, кто как, но справляемся", — улыбается местная жительница Алина. Она тоже уверена, что "все образуется".
Мы покидали этот сказочный и немного… не печальный, нет, но как будто чуть задумчивый город, пропитанные этой уверенностью его жителей и попечителей, что все у них, конечно, образуется. У добрых сказок всегда счастливый конец, а у этой чудесной восточной сказки с названием Шарм-эш-Шейх, вне всяких сомнений, счастливое длинное будущее, ведь этот город на краю пустыни, как любой добрый сказочный герой, все заслужил и всего добился собственным трудом. |